Традиции изготовления и использования холодного оружия на мусульманском Востоке уходят корнями в глубокую древность, удивительным образом продолжая существовать и сегодня. В сложности и многогранности этого искусства восточные мастера, пожалуй, не имеют себе равных. В этой статье портал ПОИСК вместе с хранителем коллекции восточного оружия Государственного Эрмитажа Всеволодом Николаевичем Образцовым расскажет о том, как создают, украшают и для чего до сих пор используют мечи и кинжалы на Востоке.
Безупречная сабля: иранский шамшир
В массовой культуре восточное холодное оружие, как правило, представляется в виде изогнутой сабли. Такое представление не вполне точно, хотя бы потому, что примерно с XIV века на Руси и в Восточной Европе этот тип оружия также использовался весьма широко. Но все же представление об изогнутом восточном клинке имеет под собой весомые основания. Главное достижение оружейного искусства, которое подарил миру мусульманский Восток, – шамшир (прим. ред.: shamshir в переводе с персидского – «меч»), который как раз и отличается тем плавным изгибом клинка, вызывающим в массовом сознании устойчивую ассоциацию с тюрбанами, верблюдами и шитыми золотом шелковыми платками.
Шамшир – меч с тонкой рукоятью, отогнутым навершием и с довольно толстым, гладким клинком, линзовидным в сечении, – возник в XVII веке в Иране. Помимо характерного изгиба клинка шамшир отличается и формой рукояти: ее навершие отогнуто под прямым углом в сторону лезвия. Оружиеведы называют это «рукоятью пистолетного типа». Также навершие оправлено металлическим колпачком и украшено кисточкой. В исламской культуре всякий декоративный элемент несет символический смысл, и кисточка на навершии шамшира не исключение: она символизирует хвост райской птицы – павлина или попугая.

По мнению многих специалистов, шамшир – вершина развития клинкового оружия во всем мире.
«Более совершенного инструмента для нанесения рубяще-режущего удара человечество не изобрело, на мой взгляд. Впрочем, не только на мой – об этом писали многие исследователи XIX и XX века, – говорит хранитель коллекции восточного оружия Государственного Эрмитажа Всеволод Образцов. – Мне довелось убедиться на личном опыте, что шамшир не требует никаких специальных навыков владения оружием. Он сам все делает – главное, его не уронить. Все требования, которые предъявляются к холодному оружию, вознесены в нем в абсолют и доведены до идеала».
Иранское изобретение оказалось настолько удачным, что шамшир в той или иной форме вошел во все арсеналы исламского мира. Вариации шамшира можно найти и у османов, и у моголов, и в Средней Азии, и на Аравийском полуострове.
«Дамаск» и «настоящий дамаск»
В русских сказках и былинах часто встречаются упоминания о булатном оружии. Вот как описано военное снаряжение русского богатыря в сказании о Добрыне и Змее: «Облачался Добрыня в доспехи крепкие, брал копье свое долгомерное, брал палицу булатную весом триста пуд…». В качестве еще одного примера можно вспомнить и сцену из былины о Илье Муромце и Соловье-Разбойнике: «Он спустил-то Соловья да на сыру землю, пристегнул его ко правому ко стремечку булатному…».
Практически каждый уважающий себя богатырь или царевич в русских народных сказаниях имеет в своем распоряжении вещь, выкованную из булатной стали, – и читатель понимает, что речь идет о предметах, обладающих редкими и исключительными свойствами. И хотя булатные изделия являются частым атрибутом персонажей русского фольклора, особенные свойства булата – как и техника его изготовления – вполне реальны. И знания о них пришли к нам с Востока.

Булатная сталь – изобретение весьма древнее. Первые свидетельства о нем относятся к середине I тысячелетия до н.э. и указывают на южно-азиатское происхождение. Слово «булат» происходит от персидского pulad – «сталь». Впрочем, в персидском языке для него есть другое название, jawhar – многозначное слово, которое среди прочего означает «драгоценность», «жемчужина». Такие ассоциации не случайны: булатная сталь действительно представляется очень ценным материалом. Более легкая, более устойчивая к ржавлению, крепкая и в то же время гибкая и упругая, она держит заточку гораздо дольше, чем обычная сталь. «В коллекции Эрмитажа есть булатные клинки XVII-XVIII веков, которые до сих пор не затупились. Они настолько острые, что достаточно коснуться лезвия, чтобы получить царапину. Я сам не раз случайно резал себе руку об эти клинки», – рассказывает Всеволод Образцов.
Ассоциация с жемчужиной, водным камнем, указывает на характерный «водянистый» узор, по которому легко отличить клинок из булатной стали. Вода – один из главных символов исламской культуры. Омовение – основополагающая религиозная практика у мусульман, а образ воды, различных водных источников повторяется в описаниях райского сада аль-Джанна, изложенных в Коране. «Ислам зародился в степях Аравийского полуострова, где вода была на вес золота, и это, безусловно, повлияло на религиозную традицию. Таким образом, jawhar – “водяной клинок”, обладает исключительной ценностью, поскольку он причастен к метафизическому, божественному миру», – комментирует Всеволод Образцов.Булатную сталь часто путают с дамасской, поскольку в обоих случаях речь идет об узорчатом материале. Особенно располагает к путанице английская терминология, где дамасская и булатная сталь зачастую называются соответственно damascus – «дамаск» и true damascus – «настоящий дамаск». В действительности, отличить одно от другого можно невооруженным глазом. Узор булатной стали – это эффект высокого содержания углерода в руде, который проявляется в виде темных прожилок, образующих тот самый «водянистый» рисунок. И поскольку булатная сталь – природный материал, ее узор не повторяется – в нем нет паттерна ( прим. ред: англ. pattern «узор, образец, шаблон» —повторяющийся шаблон или образец, элементы которого повторяются предсказуемо, из графических паттернов складываются узоры). Дамаск же – сталь рукотворная, ее узор формируется за счет особого метода обработки материала. Раскаленный металл складывают определенным образом, проковывают, затем снова складывают и проковывают – процедуру воспроизводят множество раз, и за счет многократного сложения появляется узор, повторяющийся по всей длине клинка. В зависимости от мастерства и фантазии мастера узоры дамасской стали могут быть самых разнообразных и сложных форм.

О чем рассказывают надписи на восточных клинках
Узорчатая поверхность клинка – далеко не единственное украшение восточных мечей и кинжалов. В традиционном исламском оружейном искусстве значимое место всегда отводилось надписям и всевозможным орнаментам, наносимым гравировкой или инкрустацией. И хотя начиная с XVII века европейское влияние на восточных мастеров-оружейников постепенно усиливается, некоторые традиционные элементы сохраняются и сегодня.
Исламская культура – это культура письменная. И речь не только о светской и религиозной литературе, высокой поэзии и книжной миниатюре. Письмо очень часто сопровождает предметы материальной культуры, в том числе и оружие. Надписи могут носить информативный характер, указывая на имя, происхождение мастера или владельца, дату и место изготовления предмета и проч. Но большинство надписей, встречающихся не только на клинках, но и в исламском прикладном искусстве в целом, несут религиозное содержание: цитаты из Корана, воззвания к Богу, молитвы и проч.
Стоит отметить, что подобного рода записи могли быть исключительно на арабском языке, и качество их исполнения сильно варьируется. Богатые заказчики нанимали лучших каллиграфов, способных превращать надпись в настоящее произведение искусства. Но встречаются и надписи, выполненные не столь искусными мастерами, а иногда и вовсе видно, что каллиграф не понимал, что пишет. «Далеко не все исповедующие ислам знают арабский, также как в Европе не все знали латынь; поэтому мастера, не владевшие арабским, просто срисовывали надписи и могли допускать неточности», – объясняет Всеволод Образцов.

Религиозное содержание надписей на оружии встречается наиболее часто, но их значение этим не ограничивалось. Надписи также могли выполнять функцию оберега. «От удара этого меча все враги разбегутся!», – гравировали на османских ятаганах, а начертания на щитах и доспехах нередко сулили удачу и сохранность в бою. Для оружия иранского происхождения очень характерны поэтические надписи. В коллекции Эрмитажа представлен кинжал конца XV века с арабскими стихами, перевод которых звучит так: «От желания иметь подобный кинжал, каждая кость в моей груди стала кинжалом». Впрочем, поскольку персидская культура во многом стала определяющей для исламского мира, мода на поэтические надписи распространялась и за пределами Ирана.
Исламское изобразительное искусство: «ни слова в простоте»
Помимо надписей, важную роль в украшении оружия отводилась орнаменту. «В исламской культуре – ни слова в простоте. Созерцательная, неспешная, она требует вдумчивого постижения как от своих носителей, так и от внешних наблюдателей», – говорит Всеволод Образцов. Практически ни один декоративный элемент не ограничивается эстетической ролью, но несет на себе определенную смысловую нагрузку. Орнаменты условно делятся на несколько категорий: геометрический, растительный, животный и даже антропоморфный. В отдельную группу можно выделить эпиграфический орнамент – подписи, о которых речь шла выше.
- Геометрический орнамент. Здесь прежде всего стоит вспомнить о том, что средневековая арабская культура подарила миру целый ряд выдающихся математиков, основы алгебры и привычные нам цифры, значительно упростившие вычисления. И в целом традиционному исламскому искусству присущ «математический взгляд» на мир. С точки зрения человека, разделяющего этот взгляд, любая форма, встречающаяся в природе, раскладывается на геометрические фигуры. Поэтому геометрический орнамент закономерным образом рассматривается как частный случай растительного.
- Растительный орнамент. Мастера, как правило, вдохновлялись местной флорой. Так, в османском декоративно-прикладном искусстве очень частым элементом были гвоздики и тюльпаны, а в поздний период, в XVIII-XIX веках, появляются подсолнухи и гиацинты. Как отмечает Всеволод Образцов, «все, что росло на бескрайних просторах Османской империи, весь этот растительный мир изображали на керамике и в текстиле, в архитектуре и книжной графике, и на оружии». И при всей точности воспроизведения тюльпанов, гвоздик и других цветов, растительный орнамент в исламском искусстве всегда служит символической отсылкой к райскому саду – аль-Джанна.

- Изображения животных и людей. Расхожее представление о том, что в исламе запрещено изображать живых существ, не вполне верно. На самом деле, в священных текстах нет прямого запрета на сами изображения – запрещено поклоняться изображениям, возносить им мольбы и почести. Поэтому мы не увидим никаких изображений в мечети. Зато в светской жизни изображения животных и людей могут встречаться наравне с геометрическими и растительными мотивами. Во всяком случае, это справедливо для шиитов – представителей менее ортодоксального направления ислама, распространенного в Иране. К другому направлению, суннитскому, более строгому и традиционному, относились османы. И если сунниты в основном ограничивались геометрическими и растительными мотивами, то у шиитов в изображениях на оружии встречаются самые разнообразные сюжеты с участием различных животных и людей. Охотничьи и батальные сцены, хищные животные, терзающие свою жертву, и даже любовные сцены. Помимо орлов, тигров, газелей, фривольных дев и юношей появляются и мифические создания: драконы и мáкара – гибрид рыбы и слона.

Восточные клинки сегодня
В Рыцарском зале Государственного Эрмитажа выставлены изумительные, богато украшенные доспехи и мечи. Такое великолепие, конечно же, не было предназначено для военных нужд – это парадное, турнирное или церемониальное облачение. В бою же использовали более функциональное оружие и защитное вооружение. Совсем иной принцип применялся на Ближнем Востоке. «Усыпанное бриллиантами, рубинами, изумрудами, покрытое позолотой и всем, чем только можно, оружие все равно сохраняло свою боевую функцию», – отмечает Всеволод Образцов. При этом роскошное убранство отображало высокий статус владельца.
В некоторых современных традиционных обществах – например, в странах Персидского залива – эта идея сохраняется и сегодня. Так, в Йемене, в Королевстве Бахрейн, Саудовской Аравии и др. кинжалы джамбия до сих пор выполняют роль статусного маркера. Изогнутые, с коротким, широким клинком и богато украшенной рукоятью, джамбия, пусть и не используются теперь «по прямому назначению», но тем не менее остаются неотъемлемой частью мужского костюма.

Другой любопытный пример современного использования холодного оружия встречается в шиитских обществах, о которых мы уже упоминали. В память о мученической смерти имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда, иранские шииты ежегодно проводят церемонию поминания, которая называется тазийе, или ашура. По традиции в ходе этой церемонии воспроизводились эпизоды из жизни имама, в частности, сцена его гибели, и участники ритуального действия наносили себе увечья при помощи клинков. Со временем вместо боевого оружия для тазийе стали создавать специальное церемониальное оружие – богато украшенное, из высококачественного металла – и обряд самобичевания приобрел, скорее, символический характер.
***
Холодное оружие мусульманского Востока — не просто функциональный артефакт, а сложный и многогранный феномен, в котором переплелись высочайшие технологии, самобытное искусство и глубокий символический смысл. От безупречных свойств иранского шамшира до узора булатной стали, от благочестивых изречений Корана до изысканных растительных орнаментов — каждый элемент рассказывает свою часть истории.
Автор текста Наира Кочинян
Изображение на обложке: Сабля османского султана, 19 век. The Metropolitan Museum of Art


