От двуликого Януса до первого дня Республики. Увлекательная история календаря
У хорошо знакомого нам понятия «календарь» – интересная и непростая история. Само слово появилось в Древнем Риме, но разительно отличалось от современного по смыслу.
«Сalendārium» был не чем иным, как долговой книгой, а латинским «саlеndае»именовались первые числа месяцев, на которые приходилась уплата процентов должниками.
Вскоре стало ясно, что изобретение это весьма удобно для определения дат и ведения хронологии. Исконное его значение было вытеснено, и календарь превратился в универсальное название для систем летоисчисления. Сегодня мы знаем множество календарей: александрийский, ниппурский, юлианский, григорианский, лунный…
Кто перенес начало года на 1 января?
В большинстве стран мира календарный год начинается первого января. Эта традиция также родом из Древнего Рима. По самой распространенной версии, ее ввел Юлий Цезарь: в 46 г. до н.э. вместе с александрийским астрономом Созигеном он реформировал древнеримский календарь и создал новый, «имени себя» – юлианский. Тогда же начало года перенесли на первый день января – месяца, названного в честь бога начинаний Януса.
Тем не менее историки склонны считать, что перенос Нового года – заслуга другого римского правителя, царя Нумы Помпилия (715 – 673 гг. до н.э.). Помпилий предпочел начинать новый год не в марте, прославляя этим бога войны Марса, а январе, чествуя бога-демиурга. Как бы там ни было, благодаря огромному влиянию Древнего Рима обычай начинать год в январе распространился во многих подвластных античному государству землях и дошел до наших дней.
Одновременно в мире продолжают существовать и другие традиции, по которым Новый год отмечают в другие даты, например:
- китайский Новый год. Он выпадает на день второго новолуния после зимнего солнцестояния, которое наступает в период с 21 января по 21 февраля;
- иудейский праздник Рош ха-Шана, празднуемый в первый и второй день месяца Тишрей, т.е. в сентября-октябре по Григорианскому календарю;
- навруз в Средней Азии, приходящийся на день весеннего равноденствия – 20 марта.
Когда начинался год у древних?
Эти традиции – дань глубокой древности, когда разные цивилизации изобретали собственные подходы к летоисчислению с опорой на жизненный уклад. А поскольку в ранних цивилизациях люди главным образом занимались земледелием, то и создание систем летоисчисления было продиктовано необходимостью планировать время посева и сбора урожая. За начало года бралось важное событие перед очередным сельскохозяйственным сезоном, которое нередко окружалось религиозным культом.
Так, например, во II тысячелетии до н.э. в Вавилонии ввели единый ниппурский календарь. Древнее государство находилось между реками Тигр и Евфрат, и за точку отсчета нового года был принят разлив рек, выпадавший на раннюю весну. Новый год был так значим, что вавилоняне связали с ним даже «инаугурацию» своих правителей: фактическое вступление на престол происходило только с утверждением правителя в новогоднем ритуале. Таким образом, новый год в Вавилонии был и точкой отсчета лет царского правления. Вторым в году у вавилонян наступал месяц «направления волов»: в этот период совершалась ритуальная запашка целинной земли, с которой уже сошло половодье. Посев урожая выпадал на четвертый месяц, который так и назывался – «сев ячменя» (по-шумерски šu-numun). В конце этого месяца вавилоняне устраивали трехдневный плач по богу плодородия Думузи, который уходил в Подземный мир, чтобы передать свою живородящую силу земле. С Подземным миром был связан и девятый месяц, «Выход убийцы», когда сильно сокращался световой день. Вавилоняне объясняли это тем, что на землю ступал владыка преисподней Нергал, источающий мрак.
В Древнем Египте, как и у вавилонян, Новый год был связан со значимым для этой древней цивилизации разливом Нила. В древнеегипетском календаре начало года считалось с гелиакического восхода Сириуса, предвещавшего начало половодья. Это астрономическое явление следовало за днем летнего солнцестояния и по Григорианскому календарю выпадало на июль.
Еще один подход ко времени празднования Нового года родился у древних персов и уходит корнями в VII век до н.э., когда в ходу был солнечный календарь зороастрийцев. По нему Новый год совпадает с началом тропического года и отмечается в день весеннего равноденствия – 21 марта. Зороастрийцы праздновали воскресающую после зимнего периода природу и победу над злым духом Ариманом. Именно этот праздник теперь известен как Навруз (от новоперс. «новый день») и широко отмечается у персоязычных и тюркоязычных народов Ирана, Средней и Малой Азии.
Еврейский календарь в этом смысле особенный: в нем первый месяц года и месяц, с которого ведется отсчет лет, не совпадают. Календарь начинается с весеннего месяца Нисан, что в переводе с аккадского значит «почка», или «бутон» (название месяца иудеи принесли из вавилонского плена). Тора говорит, что «этот месяц вам – начало месяцев», однако связано это не с весенним расцветом природы (Ниссан выпадает на март-апрель григорианского календаря). Изначально евреи отсчитывали время от сотворения мира и Великого потопа, но освобождение из египетского рабства изменило эту традицию: исход израильтян из Египта случился именно в Нисане, который стал новой точкой отсчета. Позднее подход усложнился: Нисан так и остался первым месяцем года, но счет лет было принято вести с первого дня месяца Тишрей (приходится на сентябрь-октябрь), когда иудеи празднуют еврейский Новый год – Рош ха-Шана.
Какие политические события нашли отражение в календарях?
Случалось, что в календарях и системах летосчисления отражались значимые политические события в жизни государства. Так, например, к концу XVIII века в Европе был повсеместно принят Григорианский календарь, введенный папой римским Григорием XIII в 1582 году. Вместе с другими католическими странами еще в XVI веке на него перешла и Франция. Но с началом Великой французской революции в стране начался новый виток секуляризации – отделения государства от церкви, проявившийся в том числе и в отказе от Григорианского календаря.
Национальный конвент провел реформу календаря: в первую очередь было решено вести новый счет лет с 22 сентября 1792 года – первого дня республики. Месяцы получили новые наименования – брюмер, жерминаль, термидор… А 5 новых праздничных дней назвали санкюлотидами – в честь революционеров из простого народа, которых прозвали «санкюлотами» за то, что он не носили «кюлотов», то есть чулок. Названия «санкюлотидов» отражали новые идеалы общества: французы отмечали дни Добродетели, Таланта, Труда, Мнений, Наград и, наконец, Революции.
После Октябрьский революции в молодом Советском государстве тоже экспериментировали с календарем, правда, в первую очередь – в производственных целях. Так, в 1929 году была введена пятидневная неделя. Новшество заключалось в том, что «пятидневка» была непрерывной рабочей неделей и сокращала простой производства. Все трудящееся население было разделено на 5 бригад, каждая из которых отдыхала в свой день. То есть каждый день на рабочих местах было 80% сотрудников. В 1931 году руководство страны заменило ее шестидневкой. Теперь выходной был один для всех, но случался реже – раз в шесть дней. Так страна прожила почти десять лет. 26 июня 1940 года, с выходом указа Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», советские эксперименты с календарем завершились.
Как астрономические наблюдения влияли на составление календарей?
Хотя при создании календарей цивилизации и народы ориентировались на особенности своей культуры и решение практических задач, все способы летоисчисления были неразрывно связаны с астрономическими явлениями и движением небесных тел. Первые серьезные открытия в астрономии сделали шумеры: они подсчитали продолжительность цикла смены лунных фаз, определили точную длину солнечного года и сумели соотнести эти явления друг с другом, создав календари смешанного типа.
Самым древним календарем принято считать лунный: наблюдать за сменой фаз луны намного легче, поэтому наши далекие предки на них и ориентировались. Появление этого календаря связывают с Древним Вавилоном. Однако в 2023 году группа британских ученых исследовала наскальные росписи пещеры Ласко и выяснила, что им пользовались еще первобытные люди в эпоху Верхнего Палеолита (35 тыс. – 8 тыс. лет до н.э.). В основе лунного календаря заложен синодальный месяц, или отрезок времени между двумя одинаковыми фазами Луны – 29,5 суток.
На основе лунного календаря был позже создан исламский календарь. Его особенность заключалась в том, что лунный год на 11 суток короче солнечного, а летоисчисление велось с Хиджры, переселения Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в 622 год н.э. Несмотря на сложности временной координации с остальными странами, мусульманский календарь до недавнего времени оставался официальным в ряде исламских стран, например, в Саудовской Аравии. Для остального исламского мира он является скорее религиозным атрибутом, помогающим определять время исламских праздников.
Несколько позже лунных стали использоваться солнечные календари. Такие мы встречаем у ацтеков, майя, древних китайцев и т.д. В их основе был заложен тропический год, то есть отрезок времени, за который Солнце совершало полный цикл смены времен года на Земле. Продолжительность тропического года считали, измеряя отрезок времени между двумя весенними равноденствиями или двумя летними солнцестояниями. В среднем она составляла 365,24 земных суток. Ориентируясь на такой календарь, людям было намного проще прогнозировать смену сезонов и планировать сельскохозяйственные работы.
Древние египтяне тоже использовали солнечный календарь, но в измененном виде. Как было сказано выше – они ориентировались на гелиакический восход Сириуса, самой яркой звезды тропического небосклона. Гелиакическим восходом, или «восходом в лучах утренней зари», называют первый утренний восход небесного тела после периода невидимости. В Древнем Египте это появление Сириуса на утреннем небосклоне совпадало с летним солнцестоянием, а временной промежуток до следующего такого же восхода составлял 365 с четвертью суток.
Используемый нами Григорианский календарь тоже относят к солнечному, но его создатели иначе считали продолжительность одного цикла сезонов: вместо того чтобы замерять время между равноденствиями, они посчитали, за сколько суток Земля облетает Солнце. Интересно, что календарь был создан по заказу Католической церкви и с опорой на только что представленную гелиоцентрическую модель мироздания Коперника. Пройдет несколько десятилетий, и церковь начнет запрещать пропаганду идеи о Земле, вращающейся вокруг Солнца, как «богопротивную ересь»!
Наконец, наряду с лунным и солнечным календарями некоторые цивилизации создавали и их смешанные версии – лунно-солнечные. Ученые этих культур пытались согласовать движение Луны с годичным движением Солнца и выяснили, что солнечный год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней в каждом. Лунно-солнечными были шумерские календари, включая ниппурский и его преемника – вавилонский календарь.
И несмотря на то, что юлианский и григорианский календари относятся к солнечным календарям, такой же подход к делению на месяцы, как в смешанном, красноречиво свидетельствует о преемственности традиции. Без отсылки к лунным циклам дробление на 12 – совсем не очевидное решение. Это подтверждают солнечные календари других культур: у ацтеков было 18 месяцев, у майя – 19, а у древних китайцев – и вовсе 24!
Синхронизация лунного календаря с солнечным оказалась важна и для Христианской церкви: религиозные праздники определялись по фазам Луны. Поэтому даже в знаменитом Великолепном часослове герцога Беррийского мы видим сопоставление солнечного календаря с лунным.
Гражданский и ритуальный календарь – в чем разница?
У некоторых культур, например, в Древнем Египте и у майя, можно встретить деление календарей на священные и гражданские («народные», «сельскохозяйственные», «земледельческие»). Из-за того, что цель их была разной, они не были взаимозаменяемы и строились по разным принципам.
Для людей, занятых сельским хозяйством, важны были точность подхода и соотнесенность со сменой сезонов, поэтому такие «прикладные» календари были преимущественно солнечными и включали примерно 365 суток.
С изобретением солнечных календарей лунные, как менее удобные, уступили им место в бытовых сферах. Но при этом сохранили свое культовое предназначение, превратившись, например, в литургические календари, которые использовали для определения времени богослужений. А ацтеки и майя, например, изначально создавали ритуальные календари по особым принципам: у них были календари на ритуальный период из 260 дней – тональпоуалли и цолькин соответственно.
Глобализация и массовый переход на григорианский календарь активно способствовали тому, что и ряд «традиционных» календарей современных нам культур тоже перешел в разряд «религиозных». Китайский, еврейский, мусульманский, православный церковный календарь – все они используются как дань традициям и для определения дат религиозных праздников.
Вера Радвила
Изображение на обложке: Freepik