Оскар, кино… и наука. Какие фильмы о науке и ученых получали заветную статуэтку?

Оскар, кино… и наука. Какие фильмы о науке и ученых получали заветную статуэтку?

В ночь со 2 на 3 марта в Голливуде пройдет очередная, 97-я по счету церемония вручения премии «Оскар». В этот раз основная борьба за заветные статуэтки развернулась между несколькими музыкальными фильмами, политическим триллером и исторической драмой. Но в истории премии немало страниц, когда главными героями красной дорожки становились фильмы о науке. «Поиск» сделал подборку главных фильмов об ученых и их открытиях, удостоенных престижной кинонаграды.

Первые оскароносные ленты о жизни ученых

Биографические фильмы о выдающихся ученых и их открытиях не одиножды оказывались в центре внимания авторитетных критиков Американской киноакадемии. Традиция была положена еще в первой половине XX века: в 1937 году «Повесть о Луи Пастере» Уильяма Дитерле получила сразу 3 Оскара (из 4 номинаций), а в 1944 — «Мадам Кюри», романтизированная драма о жизни одной из самых известных женщин-ученых, дважды нобелевском лауреате Марии Складовской-Кюри, боролся за награды в 7 номинациях.

Кадр из фильма «Мадам Кюри». Изображение: IMDB

«Оппенгеймер» — нечто большее, чем байопик

В прошлом, 2024-м году триумфатором премии Оскар стал байопик «Оппенгеймер» о создателе первой атомной бомбы. Нелинейное повествование о взлете и падении американского физика Роберта Оппенгеймера, чье творение должно было принести мир, а унесло десятки тысяч невинных жизней, снял британский и американский кинорежиссер Кристофер Нолан, явно неравнодушный к истории науки и ее новейшим достижениям. Кстати, среди более ранних картин Нолана уже был успешный опыт обращения к теме физики, удостоенный награды Американской киноакадемии — научно выверенный «Интерстеллар» 2014 года, о котором мы поговорим чуть позже.

Кадр из фильма «Оппенгеймер». Изображение: Universal Pictures

Еще до объявления результатов «Оппенгеймер» считался фаворитом и главным претендентом на награды аж в 13 номинациях (обогнав по их числу всех конкурентов)! И даже «грозился» стать фильмом с самым большим количеством Оскаров за всю историю кино. В итоге картина получила 7 наград, включая наиболее почетные — за «Лучший фильм» и за «Лучшего режиссера». Чтобы войти в десятку самых титулованных фильмов всех времен, «Оппенгеймеру» не хватило всего одной награды. Тем не менее 7 «Оскаров» сделали его самым титулованным байопиком об ученом. Возможно, такой небывалый интерес фильм на тему науки вызвал как раз потому, что по сути своей «Оппенгеймер» больше, чем байопик, это скорее групповой портрет эпохи, история, в которой наука сплетена с политическими интригами и амбициями государств. В центре фильма — неустаревающая морально-этическая дилемма: всегда ли изобретения ученых идут на благо людей? Как должен поступить ученый, если понимает, что работа всей его жизни может стать источником зла? И можно ли пожертвовать своим научным признанием ради будущего человечества?

Кадр из фильма «Оппенгеймер». Изображение: Universal Pictures

Самые титулованные фильмы об ученых и науке

«Игры разума». Следующий в списке по числу номинаций и наград Оскара, уступающий «Оппенгеймеру» 3 статуэтки, — фильм «Игры разума» американского режиссера Рона Ховарда. Картина, номинированная на Оскар в 8 категориях, одержала победу в 4 из них. Как и «Оппенгеймер», «Игры разума» были признаны лучшим фильмом своего года и получили приз за лучшую режиссуру.

Кадр из фильма «Игры разума». Изображение: IMDB

Фильм рассказывает о жизни американского математика и лауреата Нобелевской премии по экономике 1994 года Джона Форбса Нэша. В названии картины заключен двойной смысл. Нэш был выдающимся специалистом в теории игр своего времени, но грань между гениальностью и сумасшествием оказалась очень зыбкой. В 30-летнем возрасте у восходящей звезды «новой математики» стали проявляться симптомы параноидальной шизофрении. После двадцати лет болезнь внезапно стала отступать, и в 1980-х годах Нэш смог научиться вновь отделять реальный мир от воображаемого и вернуться к работе. Долгие годы тяжелой борьбы с недугом, рациональное мышление, соседствующее с шизофреническими галлюцинациями — непростой опыт, который лег в основу биографической книги, а в 2001 году был экранизирован Роном Ховардом.

«Вселенная Стивена Хокинга». Замыкает тройку самых титулованных фильмов об ученых «Вселенная Стивена Хокинга», снятая режиссером Джеймсом Маршем в 2014 году. Британский астрофизик и космолог, автор теории «черных дыр» Стивен Хокинг не нуждается в представлении. Байопик о нем — вдохновляющий фильм про безграничные возможности по-настоящему увлеченного и целеустремленного человека, способного преодолеть даже немощную физическую оболочку. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем и неутешительный прогноз, ученый жил полноценной жизнью — совершал великие открытия и полеты в невесомости, любил и был любимым, строил семью с любимой женщиной и воспитывал детей. «Какой бы плохой ни казалась жизнь, всегда есть что-то, что вы можете сделать и добиться успеха. Пока есть жизнь, есть надежда», — произносит главный герой.

Фильм Марша был представлен в 5 номинациях на Оскар, одержав безоговорочную победу в категории «Лучшая мужская роль» за актерскую игру Эдди Редмейна.

Кадр из фильма «Вселенная Стивена Хокинга». Изображение: IMDB

Научно-фантастические фильмы, основанные на реальных открытиях

Не раз становились лауреатами престижнейшей кинопремии и научно-фантастические фильмы, создатели которых выбирали в качестве отправной точки для своего творчества подлинные научные открытия и фантазировали на темы о том, какие невиданные доселе возможности сулят они человечеству.

«Парк Юрского периода». В 1990-е годы случился бум археогенетики — новой отрасли молекулярной генетики, которая занималась извлечением и восстановлением (секвенированием) древних ДНК из ископаемых останков. Многочисленные группы ученых сообщали о том, что им удалось выделить и секвенировать «допотопные» ДНК возрастом более 1 миллиона лет. Главным образом это были образцы, добытые из организмов, законсервированных в кусках янтаря. В 1995 году сразу два исследования заявили о получении ДНК динозавра из яйца эпохи Мелового периода.

Кадр из фильма «Парк Юрского периода». Изображение: IMDB

Именно эти научные сенсации вдохновили американского режиссера Стивена Спилберга на создание первого фильма о «Парке Юрского периода». По сюжету финансовый магнат и глава биоинженерной корпорации InGen Джон Хаммонд проводит исследования по извлечению ДНК динозавров из крови застывших внутри янтаря древних москитов. Ученым его лаборатории удается не только получить геном древних ящеров, но и воскресить их, создав целый сафари-парк на отдаленном острове. Однако из-за действий злоумышленников ситуация выходит из-под контроля: система защиты обесточена и людям, оказавшимся на острове, приходится столкнуться с непредсказуемыми последствиями вмешательства человека в природу. В 1994 году фильм получил награды в трех номинациях Оскара, в том числе за визуальные и звуковые спецэффекты, и положил начало знаменитой кинофраншизе.

«Интерстеллар». Первый фильм о космическом полете «Путешествие на луну» был снят Жоржем Мельесом в 1902 году, и с тех пор космическая тема не сходила с экранов. Но если на заре кинематографа сценаристы и режиссеры при создании космических одиссей полагались больше на свою фантазию, то сегодня им на помощь все чаще приходит наука, помогающая кинематографистам более компетентно ответить на вопрос, какими будут космические путешествия будущего и что ждет человека на других планетах.

Кадр из фильма «Путешествие на луну» . Изображение: IMDB

В 2000-х годах американскому астрофизику и будущему лауреату Нобелевской премии по физике Кипу Стивену Торну пришла идея научно-фантастического фильма, основанного на современных физических теориях. Ученый нашел поддержку в лице все того же Стивена Спилберга и компании Paramount Pictures. В 2006 году студия анонсировали создание фильма, основанного на исследованиях Торна, который являлся также научным консультантом и исполнительным продюсером фильма

После выхода Спилберга из проекта был приглашен новый режиссер — уже известный нам Кристофер Нолан. Он давно хотел создать кинокартину о космосе и времени и о том, как человечество может выжить в условиях глобальной катастрофы. При этом Нолан хотел, чтобы фильм одновременно исследовал бы и сложные научные концепции. Поэтому, вступив в проект, новый режиссер быстро нашел общий язык с Кипом Торном. Нолан, его брат-сценарист Джонатон и Торн вместе продолжили работу над сценарием. Ученый предоставил консультации по таким темам, как черные дыры, искривление пространства-времени и теории относительности.

Кадр из фильма «Интерстеллар». Изображение: IMDB

Работа была непростой, ведь сценарий фильма должен был подчиняться двум правилам относительно науки, которые Кипа Торн в своей книге «Интерстеллар: Наука за кадром» сформулировал так:

1. Ничто в фильме не должно противоречить общепринятым законам физики или достоверным знаниям о Вселенной;

2. Все высказанные мысли по поводу устройства Вселенной и малоизученных физических явлений должны быть так или иначе научно подкреплены, то есть основаны на идеях, которые принимают хотя бы некоторые из уважаемых ученых.

Кадр из фильма «Интерстеллар». Изображение: IMDB

Впрочем, авторы сделали акцент не только на научных идеях, но и на эмоциональных аспектах. Отправиться на поиски пригодной для жизни планеты главного героя, инженера и бывшего пилота НАСА Джозефа Купера побуждают любовь к семье и беспокойство о будущем любимой дочери.

В результате получилась картина, которая сочетает в себе научную достоверность, элементы драмы и философии, что сделало «Интерстеллар» одним из самых обсуждаемых фильмов своего времени. В 2015 году фильм собрал 5 номинаций на «Оскар» и стал обладателем награды за «Лучшие визуальные эффекты».

Вера Радвила

Что скрывает Андромеда? Космический телескоп «Хаббл» зафиксировал странные аномалии
Марс скрывает прошлое. Ученые обнаружили, что полярная шапка моложе, чем считалось