Кому принадлежал самый древний русский шлем
Оружейная палата Музеев Московского Кремля хранит множество редких и исключительных памятников нашей культуры. Экспонат, о котором пойдет речь, примечателен во многих отношениях.
Этот сферконический крутобокий шлем является древнейшим из предметов русского вооружения, найденных в относительно неплохой сохранности. Именно он положил начало истории отечественного оружиеведения, и вот уже два столетия продолжаются споры о том, кому же он принадлежал…
Как нашли самый древний русский шлем?
Интерес к изучению древних доспехов и оружия в России и других странах Европы – одно из многих проявлений романтического движения начала XIX века. Его значимой чертой был поиск и открытие национальных истоков, затерявшихся где-то в далеком Средневековье. История находки древнего шлема, хранящегося в витрине №27 в Зале русского вооружения (сотрудники Музеев Московского Кремля неофициально называют его «Круглым залом»), весьма характерна для своего времени, что, впрочем, не делает ее менее удивительной.
В 1808 году шлем вместе с проржавевшим комком кольчужного полотна случайно обнаружили в селе Лыково Владимирской губернии, неподалеку от города Юрьева-Польского. Согласно сохранившемуся рапорту губернского прокурора две крестьянки «при щипании орехов» увидели в овраге что-то блестящее.
Однако, скорее всего, запись об обстоятельствах находки не точна. «Ничего блестящего крестьянки увидеть не могли, потому что железо проржавело, а серебро покрылось патиной», – комментирует историк-оружиевед Александр Ковалев.
Вероятно, нам уже никогда не удастся пролить свет на подлинные обстоятельства, при которых был найден самый древний русский шлем. Однако известно, что губернаторский прокурор и главы местного духовенства сразу же передали шлем и кольчугу в Оружейную палату. Император Александр I поручил ответственную задачу по изучению находки президенту Императорской Академии художеств, историку и археологу Алексею Николаевичу Оленину. С этого исследования берет начало история отечественного оружиеведения.
Как выглядит шлем сегодня?
Если внимательно присмотреться к этому сферконическому шлему, можно заметить, что фрагмент его поверхности бугристый – это аутентичная часть, пострадавшая от коррозии. Соседствующая с ней гладкая поверхность создана из эпоксидной смолы, скрепляющая воедино пять сохранившихся фрагментов шлема и восстанавливающая его утраченную форму. Черный цвет металл приобрел после того, как его погрузили в спиртовой раствор танина – консервирующее вещество растительного происхождения, предотвращающее дальнейшее неблагоприятное воздействие кислорода на черный металл.
Во время недавней реставрации внутри шлема заметили кузнечный шов, свидетельствующий о том, что он был изготовлен из единого листа металла, свернутого в конус. Материалом для изготовления шлема послужило первоклассное железо, полученное из очищенной болотной руды: о высоком качестве материала свидетельствует уже тот факт, что металлическая сердцевина шлема, шестьсот лет пролежавшего в земле, довольно хорошо сохранилась.
Шлем украшен множеством декоративных элементов:
- наносник – выступающая часть с лицевой стороны шлема, прикрывающая нос;
- очелье – элемент над наносником, напоминающий металлические брови, украшенные ртутным золочением;
- венец с гравированным орнаментом, сочетающим растительные и животные элементы;
- налобная пластина;
- четыре пластины в подвершии, украшенные гравировкой и чеканкой.
Кому принадлежал самый древний русский шлем?
Столь роскошные украшения не оставляют сомнений в том, что этот предмет мог принадлежать только представителю княжеского рода. Все декоративные элементы выполнены с тончайшим мастерством, свидетельствующим о высоком уровне развития культуры в Древней Руси, в частности во Владимиро-Суздальском княжестве, откуда, скорее всего, происходит этот предмет. Такое предположение – помимо того, что находка была обнаружена именно здесь – опирается на видимое сходство орнамента на серебряных деталях шлема и архитектурных украшений храмов, построенных в этих землях: Успенский и Дмитриевский соборы, Покрова на Нерли и др.
Надо сказать, что серебро 900-й пробы, из которого изготовлены фрагменты шлема, несомненно, «заморского» происхождения. В XII–XIII веках – именно к этому периоду относится данная находка – на Руси еще не были известны месторождения серебра, как и не существовало и методов его добычи, которые позволяли бы достичь такой чистоты металла. Все это появится лишь в XVI веке. «Современные технологии позволяют определить, откуда именно привезли серебро, – говорит Александр Ковалев, – и если дальнейшее изучение шлема продолжится, на что я очень надеюсь, мы сможем это узнать».
Как звали владельца самого древнего русского шлема?
Атрибуция археологических находок – увлекательнейшее занятие, напоминающее одновременно работу детектива и дешифровщика. Так, метод Алексея Николаевича Оленина – первого специалиста, изучавшего знаменитую находку из села Лыково – сочетал в себе скрупулезный анализ иконографии изображений на серебряных вставках шлема и «дедуктивные умозаключения» в духе Шерлока Холмса.
Первое, на что мог обратить внимание Оленин, – это центральный декоративный элемент шлема, налобная пластина с изображением Архангела Михаила. В христианской культуре ему приписывается роль Архистратига, т.е. предводителя Небесного воинства, и этот персонаж традиционно считался покровителем правителей, стоящих во главе войска. Изображение Архангела Михаила на доспехе указывает на то, что его владельцем должен быть князь, возглавлявший войско в битве. Но кроме того, серебряная налобная пластина с образом Архангела преподносила еще более важную подсказку – по ее периметру выгравирована надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору» (Великий Архистратиг Михаил, помоги рабу своему Федору).
Казалось бы, ответ найден: шлем, несомненно, принадлежал князю по имени Федор. Однако те, кто внимательно читал учебники истории в школе, могут возразить: в XII-XIII веках во Владимиро-Суздальской земле не было ни одного князя с таким именем. Все верно: в учебники истории древнерусские князья вошли под своими мирскими именами, а Федором – Оленин сразу это понял – владельца шлема назвали при крещении. Принявшись искать князя с подходящим крестильным именем, он обнаружил, что таковых было много.
Чтобы сузить круг возможных кандидатов, Оленин попытался оттолкнуться от места находки: почему шлем был зарыт именно здесь? Перешерстив архивы, Оленин наконец смог зацепиться за ниточку, которая могла привести его к весьма убедительной догадке: село Лыково находилось неподалеку от места, где в 1216 году состоялась Липицкая битва. Это было сражение за Владимирский престол, разыгравшееся между наследниками Всеволода Большое Гнездо: младшие сыновья покойного князя, Ярослав и Юрий Всеволодовичи, вступили в борьбу против старшего, Константина, заручившегося поддержкой окрестных князей. Битва у реки Липицы стала решающим событием в этом конфликте. Младшие братья потерпели сокрушительное поражение и бежали с места битвы.
Оленин резонно предположил, что по пути в город Переславль один из беглецов избавился от своих доспехов, чтобы его не узнали недруги, пустившиеся в погоню: роскошный шлем с серебряными украшениями тут же выдал бы в его владельце князя. Этим беглецом, заключил Оленин, был Ярослав Всеволодович, в крещении нареченный Федором. Все сходится – похоже, что дело можно считать закрытым. Однако…
Новые версии ученых
Выводы, к которым пришел Алексей Оленин, изучавший шлем в начале XIX века, по-прежнему составляют «официальную версию». До сих пор в инвентарных книгах Музеев Московского Кремля значится атрибуция, сформулированная им в публикации 1832 года. И хотя экспонат продолжает носить официальное название «шлем Ярослава Всеволодовича» и многие современные исследователи придерживаются этой версии, она до сих пор не является ни единственной, ни окончательной.
Дело в том, что в стройной цепочке рассуждений Оленина было слабое звено: в летописях сохранилось свидетельство о том, что в Переславль после поражения у реки Липицы без брони и шлема прибыл другой из братьев: «Юрий Всеволодович загнал трех коней и приехал в город в одной только рубахе». Между тем, нет никаких прямых сведений, подтверждающих, что Ярослав также избавился от своих доспехов.
Кроме того, долгое время исследователи, бившиеся над вопросом атрибуции шлема, не принимали в расчет фигуры на пластинах в подвершии. В самом деле, какую эксклюзивную информацию поможет извлечь вариация Деисусного чина? Это традиционное изображение группы фигур, почитаемых в христианстве. Как правило, Деисус составляют три фигуры: Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя. Здесь же центре изображен Христос, по обе стороны от него – святые, связанные с воинской атрибутикой: Георгий Победоносец и святой Федор Стратилат, покровитель христианского воинства. Оленин и другие специалисты, по-видимому, воспринимали этих персонажей как вполне «стандартный набор» для украшения княжеского вооружения. Однако в такую интерпретацию не вписывается фигура на четвертой пластине – святитель Василий Великий.
Человеком, впервые указавшим на этот изъян в выводах Оленина, был прославленный историк и археолог Валентин Лаврентиевич Янин. И он же был тем, кто предложил версию, составляющую достойную альтернативу. Янин исходил из того, что древнерусские памятники декоративно-прикладного искусства, принадлежавшие выдающимся историческим деятелям, часто несли на себе изображения патрональных святых-покровителей не только своих владельцев, но и членов их семьи – отца и деда. Чтобы окончательно подтвердить версию Оленина, что шлем принадлежал Ярославу Всеволодовичу, потребовалось бы оправдать наличие всех патрональных святых на серебряных вставках. Святой Федор – покровитель самого Ярослава, Георгий – патрональный святой его деда, Юрия Долгорукого (русские князья с мирским именем «Юрий» чаще всего носили крестильное имя «Георгий»), но как быть с Василием Великим?
Владелец шлема, рассуждал Янин, должен был либо сам носить имя Юрий, либо быть Юрьевичем: фигура святого Георгия не оставляла в этом сомнений. В конце концов Янину удалось найти кандидата, который бы соответствовал таким требованиям – это князь Мстислав Юрьевич. Его отцом был Юрий Долгорукий, а дедом – Владимир Мономах, в крещении носивший имя Василий. Правда, про крестильное имя самого Мстислава доподлинно ничего не известно. Возможно, его крестили «Федором», и тогда версия Янина нашла бы стопроцентное подтверждение – тем более, что оружиеведческий анализ шлема позволяет допустить, что он относится к XII веку. Увы, определить это наверняка на сегодняшний не представляется возможным, и главная загадка шлема продолжает ждать ответа.
***
Выходит, что на этой неопределенной ноте расследование завершится? И да и нет. С одной стороны, пока окончательная точка не поставлена, всегда будет оставаться место для новых аргументов и дискуссий. С другой стороны, похоже, что все существующие материальные и письменные основания для спекуляций себя исчерпали. «Нет новых находок, плюс не ведутся физико-химические исследования материалов, из которых был изготовлен шлем, – с сожалением констатирует Александр Ковалев, – Между тем современные технологии, которыми располагает Институт археологии РАН, позволяют много всего узнать, в частности, провести анализ черного металла на предмет его датировки». Остается надеяться, что в обозримом будущем эта возможность или иной счастливый случай позволит продвинуться в разрешении загадки древнерусского шлема.
Наира Кочинян
Изображение на обложке: Зыков Кирилл/Агентство «Москва»