Мир, состоящий из чисел, корпускулярные вихри, теория эфира и многое другое — ко Всемирному дню философии сделали для вас подборку самых невероятных физических теорий, сформулированных самыми светлыми умами в те времена, когда естествознание еще составляло часть философии.
Наверняка вы, дорогие читатели, задумывались о том, почему мы называем Аристотеля, описавшего движение небесных тел, философом? Или почему Платон — человек, предложивший идеальное устройство государства, — известен как «великий философ», а не, скажем, политолог? Все дело в том, что до сравнительно недавнего времени, а точнее, до конца эпохи Просвещения практически все известные сегодня научные дисциплины, причем как гуманитарные, так и естественные, существовали именно в рамках философии. Именно философией называлось любое теоретическое осмысление устройства мира и общества: от математики до этики. Еще Исаак Ньютон, в 1687 году опубликовавший свой главный труд под названием «Математические начала натуральной философии», мыслил в такой парадигме. Многие мыслители прошлого, чьи имена мы сегодня встречаем в школьных учебниках по физике и математике, были философами в том, старом смысле слова. И хотя значительная часть их идей легла в основание современной науки о природе, некоторые из высказанных ими гипотез оказались невостребованными и сегодня кажутся странными и даже нелепыми. В этой статье мы расскажем о нескольких из таких теорий, связанных с именами великих философов прошлого.
Пифагоровы штаны нам из космоса видны
Со школьной скамьи все знают теорему Пифагора о соотношении сторон прямоугольного треугольника, которую обычно формулируют фразой: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Однако мало кто знает, что Пифагор (VI век до н.э.) был не просто мыслителем и математиком, но и лидером своеобразного культа, члены которого поклонялись числам — именно число, по их мнению, лежало в основе мироздания. Как лидер культа Пифагор обладал огромным авторитетом, а поэтому открытия его учеников было принято приписывать учителю.

Так, некоторые античные авторы приписывали Пифагору идеи Филолая — его последователя, который был на столетие младше своего учителя. Филолай предложил удивительную систему мироустройства, в середине которой поместил Центральный огонь, или вселенскую Гестию. Именно огонь, являвшийся, по его мнению, более совершенным, чем Земля, был началом всего сущего. Вокруг Центрального огня вращались другие небесные тела: звезды, пять видимых невооруженным глазом планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), Солнце, Луна и Земля. Десятым телом был так называемый Антихтон, то есть «Антиземлие» — самая удивительная часть филолаевой космогонии. Он загораживал Землю от Центрального огня, а поэтому он был скрыт от человеческих глаз. Скорее всего, Антихтон был придуман Филолаем для ровного счета — вместе с ним получалось десять небесных тел. Десятка была для пифагорейцев одним из наиболее священных чисел, так как включала в себя одинаковое количество простых (1, 2, 3, 5, 7) и сложных (4, 6, 8, 9, 10), а также четных и нечетных чисел.
Вселенная Платона
Древнегреческий философ Платон (вторая половина V – первая половина IV века до н.э.) известен прежде всего своими Диалогами. Это особый жанр изложения идей, выросший из устного обсуждения, в процессе которого толкующие должны были прийти к истине. Не случайно одним из действующих лиц платоновских диалогов зачастую становился его учитель Сократ (V век до н.э.) — с его именем связан так называемый метод майевтики, согласно которому для вскрытия истины, уже существующей в уме человека, наставник должен привести ученика к ответу, наводя на верные размышления. В одном из таких диалогов, получившем название «Тимей» по имени главного персонажа, — философа-пифагорейца Тимея Локрийского (V век до н.э.) — Платон излагает свое учение о космосе и устройстве Вселенной. Создание космоса он приписывает богу, или демиургу, то есть творцу-ремесленнику, который обладает набором идей, вкладываемых в его творения. Демиург создает космос из материи: воды, воздуха, огня и земли, отличающихся друг от друга геометрической формой своих частиц. Согласно Платону, частицы земли принимают форму шестигранников (гексаэдров), огня — четырехгранных пирамид (тетраэдров), воздуха — восьмигранников (октаэдров) и воды — двадцатигранников (икосаэдров). До вмешательства демиурга стихии находились в беспорядочном движении, и только он создает из них стройное тело космоса, в центре которого покоится неподвижная Земля. Земля для Платона — не просто планета, но старейший и почтеннейший из богов, рожденных внутри Неба. Создавая своего рода космическую религию, Платон, в отличие от пифагорейцев, оставался последовательным геоцентристом.

Атомная пара: Левкипп и Демокрит
Противоположностью идеалистического подхода Платона стал атомистический материализм, связанный главным образом с именами греческих мыслителей Левкиппа и Демокрита (V–IV века до н.э.). Как это нередко бывает с древними, мы почти не знаем подробностей их жизни и даже не всегда уверены, существовали ли они на самом деле. Так произошло и с Левкиппом, которого уже философ эпохи эллинизма Эпикур (342–271 годы до н.э.) считал вымышленной фигурой. В реальности его ученика Демокрита, напротив, сомнений нет, тем не менее учение об атомах чаще всего приписывают им обоим. Левкипп и Демокрит считали, что весь мир состоит из бытия и небытия. Небытие представляло собой пустоту, а вот бытие состояло из атомов — мельчайших, неделимых и самостоятельных частиц вещества. По мнению атомистов, они могли принимать любую форму и, построенные в определенном порядке, образовывали объекты материального мира. Можно подумать, что Левкипп и Демокрит предвосхитили открытия физиков Нового времени, однако когда мы смотрим на то, как они объясняли процессы восприятия человеком окружающего мира, начинаются странности. Оказывается, что атомы, будучи сами лишены цвета, запаха, вкуса и других характеристик, вызывают все эти ощущения в человеке, который взаимодействует с предметом. И это еще не все — согласно учению атомистов, каждая отдельная форма атомов вызывает конкретное чувство у человека. Например, кислый вкус воспроизводит лишь определенная, заложенная под это форма атомов.

Вихри Декарта
Французский ученый Рене Декарт (1596–1650) известен нам главным образом по нарисованным в школьной тетради двум линиям, пересекающимся под прямым углом. Они заканчиваются стрелками, указывающими вверх и вправо, и снабжены подписями: ось X и ось Y. Это система координат, придуманная Декартом для описания движения тел, и мы используем ее по сей день. Куда менее знамениты его весьма необычные идеи по поводу самого движения. Декарт полагал, что всякое движение совершается по кругу. Эта мысль стала следствием его убеждения в том, что в мире отсутствует пустота, и непрерывная материя заполняет все свободное пространство. Следовательно, любая частица (корпускула) не может сдвинуться с места иначе, как перейдя на место другой, которая, в свою очередь, переходит на место третей, и так далее… Такое движение он называл вихревым, по аналогии с хорошо наблюдаемыми невооруженным глазом воздушными вихрями и водоворотами. Вселенная, по Декарту, представляет собой огромную совокупность вихрей: текучая материя, заполняющая мир, вихреобразно движется вокруг Солнца и вращает вокруг него планеты. В таком ключе Декарт объясняет и тяготение, которое, по его мнению, является результатом движения частиц, отдаляющего и приближающего объекты друг к другу. Надо заметить, что данная теория Декарта была сразу подвергнута критике его коллегами по цеху и в конечном счете опровергнута.

Монадология Лейбница
Имя немецкого философа и ученого-математика Готфрида Лейбница (1646–1716) неожиданным образом связано с историей нашей страны. Именно после его бесед с Петром I, тогда еще царем, а не императором, российский самодержец одобрил учреждение Академии наук в Петербурге. Устроить российскую Академию было решено по образцу Прусской академии наук, к основанию которой Лейбниц имел самое прямое отношение. Он был не только деятельным организатором науки, но и вдумчивым и оригинальным мыслителем, предложившим особенный взгляд на мироустройство и человеческое восприятие.
В основе теории Лейбница лежит идея о монадах — простых и вечных субстанциях, из которых состоит окружающий мир. Однако не стоит путать их с атомами: в отличие от них, монады нематериальны и представляют собой нечто вроде души. Такая душа может быть даже у камня, который, согласно Лейбницу, тоже способен к восприятию, пускай и бессознательному — такое восприятие он называет перцепцией. Для объяснения сути перцепции ученый пользуется примером волн, шум которых можно услышать, лишь услышав составляющие его части, то есть шум каждой конкретной волны на море, хотя сама по себе одна волна слышится неотчетливо в огромном потоке. Согласно Лейбницу, это пример того, как работает перцепция, которой обладает в том числе и неживая природа. Видимо, так он пытался передать идею смутного, неявного восприятия, показать, что весь поток информации воспринимает лишь в сумме его частей, но при этом различить эти части во всем потоке не так уж просто.
В то же время осознанным восприятием, то есть апперцепцией, согласно Лейбницу, обладают лишь высшие, разумные монады, к которым относится и человеческая душа. Ее отличает способность к рефлексии, разумному, ясному и осознанному восприятию впечатлений и ощущений, производимых окружающим миром. Недаром философию Лейбница иногда называют панпсихизмом (от греч. пан — весь и псюхе — душа), имея в виду, что в его представлении все живое и даже неживое обладает своим восприятием.

В эфире — Исаак Ньютон
Нет сомнений в том, что не одно лишь яблоко, упавшее на голову Ньютону (1642–1727), способствовало тому, что в ней родилось множество светлых идей. Его интеллектуальный бэкграунд в значительной мере подпитывался античным неоплатонизмом, христианским учением, эзотерикой и даже алхимией. Эта удивительная смесь породила такие же удивительные идеи. Так, самая известная из его теорий — теория всемирного тяготения — первоначально возникла у Ньютона в связи с концепцией эфира. Введенный Аристотелем как пятый элемент надлунного мира, эфир в трудах алхимиков и эзотериков XVI–XVII вв. стал своего рода мировым духом (spiritus mundi), жизненной силой, превращающей космос в единый живой организм. Именно через эфир — эту всепроникающую среду — передавались, согласно Ньютону, различные силы живой и неживой природы: теплота, звук, химические процессы, электростатические явления и, конечно, гравитационное притяжение. Сам он писал по этому поводу так: «Причину свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю». Получается, что вопреки истории с яблоком, которая, кстати, с большой вероятностью является поздней легендой, Ньютон вывел свою идею о тяготении не из эмпирических наблюдений, а из умозрительных размышлений.

***
История науки демонстрирует удивительный парадокс: ошибочные гипотезы нередко служат прогрессу не меньше, чем те, что сейчас считаются общепризнанными. Выдвигая смелые, пускай и неподтвердившиеся идеи, мыслители прошлого очерчивали границы неизвестного и намечали путь для будущих поколений ученых. «Тупиковые» ветви на древе науки в действительности удобряли почву для новых ростков знания. Платоновы многогранники, монады Лейбница и ньютоновский эфир — все это не просто курьезы истории, а те самые поверхности, отталкиваясь от которых человеческий разум находил верное направление.
Автор текста Александр Ковалев
Изображение на обложке: AI-Generated


