Сегодня многие думают, что первомайские демонстрации – атрибут исключительно советской эпохи, а сам праздник Первомай появился после Октябрьской революции как символ борьбы трудящихся за свои права. Но первые майские демонстрации и митинги рабочих прошли в США еще в конце XIX века. Чуть позже первомайские шествия появились в Европе и в Российской империи.
А если заглянуть вглубь истории, окажется, что и трудящиеся здесь ни при чем: истоки праздника Первомай следует искать в Древнем Риме. Как же получилось, что Первомай объединил в себе и античный праздник весны, и день солидарности трудящихся? И почему большинство стран отмечает праздник, связанный с рабочим классом и трудом именно в мае?

Зарождение праздника 1 мая
Сегодня этот праздник в России официально носит название Праздник весны и труда. И у каждого свое восприятие этой даты: кто-то рад приходу тепла и возможности провести выходной день на природе, где можно устроить себе «праздник шашлыка». Другие проводят праздничные дни на дачном участке, делая акцент на труде с лопатами и граблями. Ну а третьи, и таких немало, как и прежде отправляются на праздничную демонстрацию и вспоминают о трудящихся во всем мире и солидарности с ними. И это не только российская традиция: праздник с похожими названиями, атрибутами и смыслами отмечают более чем в 150 странах по всему миру. Давайте попробуем разобраться в том, почему же у Праздника весны и труда так много смыслов. И для этого погрузимся в его историю.
- Древние праздники весны. Истоки первомайского праздника следует искать в глубокой древности. В те времена он олицетворял пробуждение природы и приход весны. Известно, что богиню по имени Майя (латинское имя Maia, а греческое Μαῖα) почитали и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Римляне считали ее богиней плодородия и женщин, праздник в честь которой отмечали 1 мая с цветами, весельем и жертвоприношениями, а греки поклонялись ей как матушке и кормилице. Есть версия, что и сам месяц май назван именно в честь этой богини: с латыни название месяца переводится как «месяц богини Майи». Из античности традиции праздника весны попали в средневековую Европу: кельтский сезонный праздник Белтейн, отмечаемый 1 мая, известен с X века в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. Здесь торжества всегда сопровождались украшениями из цветов и были связаны с началом лета и надеждами на будущий урожай. А во время праздника обязательно зажигали два костра, между которыми прогоняли домашний скот – это был своего рода защитный ритуал, призванный дать животным защиту от злых духов. Позднее праздник Белтейн был вытеснен в Европе праздником, посвященным святой Вальпургии. В ночь с 30 апреля на 1 мая отмечался праздник весны и костров, более известный как Вальпургиева ночь: огонь был символом очищения, а костры служили для изгнания ведьм. В разных странах Европы были свои нюансы, но в целом праздник, отмечаемый 1 мая, был связан с приходом весны и надеждами на будущий урожай, а его атрибутами были цветы, зелень и очищающий, защитный огонь. Кстати, в Древней Руси 1 мая тоже отмечали праздник весны – Живин день, посвященный богине по имени Жива, которая олицетворяла весну, плодородие и рождение. Позднее 1 мая стал праздником весны и прихода лета, который был связан с окончанием пахоты и началом посевных работ, а назывался он Еремей Запрягальник. В этот день разжигали костры, готовили еду на открытом огне и проводили обряды, направленные на изгнание змей. В целом в смыслах праздника в разных странах Европы было много общего. С течением времени языческие праздники весны и огня трансформировались, приобрели христианское наполнение, но их главный смысл по-прежнему заключался в радостной встрече с пробуждающейся природой, начале нового сельскохозяйственного сезона, а в числе праздничных традиций и атрибутов всегда присутствовали народные гуляния, украшения из цветов и распустившихся веток деревьев, огни костров.

- Новое время и праздник солидарности трудящихся. Хотя тематика труда и сельскохозяйственных работ нового сезона присутствовала в майском празднике с незапамятных времен, тема международной солидарности трудящихся добавилась к нему лишь в конце XIX века. Формально приход ее связан с вполне реальными историческими событиями. В мае 1886-го, как раз 1 числа, рабочие американского города Чикаго организовали забастовку и вышли на митинг: они требовали сокращения рабочего дня до 8 часов. В те времена рабочие на заводах в Чикаго работали по 60 часов в неделю при шестидневной рабочей неделе, то есть по 10 часов в день с одним выходным в воскресенье. Митингующие не желали расходиться несколько дней, и 4 мая полиция перешла к активным действиям: стражи порядка попытались разогнать рабочих, в ответ из толпы в полицейских метнули взрывное устройство, после чего сотрудники полиции открыли огонь. В итоге погибло несколько полицейских и рабочих, более 100 митингующих было ранено. Это событие вошло в историю как бунт на Хеймаркет-сквер. А три года спустя, в 1889 году участники Социалистического интернационала – объединения социалистических и рабочих партий со всего мира, собравшись на конгресс в Париже, в память о трагических событиях в Чикаго предложили отмечать 1 мая как День солидарности всех трудящихся. Напомним, что это было время активного распространения по миру идей марксизма, согласно которым людей объединяли не национальные, а классовые признаки, и именно принадлежность к одному классу роднила представителей разных стан и национальностей. Вот так Первомай стал не только днем весны, но и праздником пролетариев всего мира.

Первомайские шествия
Поначалу праздник был сугубо неофициальным и не входил в праздничную сетку ни в одной стране. Но трудящиеся откликнулись на предложение Социалистического интернационала с энтузиазмом. Уже в 1890 году сразу в нескольких странах Европы, в том числе во Франции, Германии, Англии, Швеции, Испании прошли первые майские демонстрации рабочих. В Варшаве, которая в то время входила в состав Российской империи, тоже прошли первомайские демонстрации, а точнее митинг и стачка, в которой приняло участие около 10 тысяч рабочих. Известно, что год спустя, в 1891 году в Санкт-Петербурге были организованы первые маевки – первомайские собрания рабочих, а с начала 1900 годов майские митинги и демонстрации с участием рабочих и революционеров стали проводиться регулярно. Поэтому после Октябрьской революции Первомай в СССР стал символом борьбы рабочего класса за свои права и победы социализма.
Первомай в Советском Союзе
После Октябрьской революции 1917 года 1 мая был объявлен в СССР государственным праздником и нерабочим днем, и официально закреплен в Кодексе законов о труде от 1918 года. Но назывался он тогда День Интернационала, и только в 1940-х был переименован в День международной солидарности трудящихся. В этот день во всех городах и поселках огромной страны обязательно организовывали шествия с цветами, флагами и транспарантами. На Красной площади проводились парады военной техники, а с 1933 года этот праздник сопровождали воздушные парады, когда зрителям и всему миру демонстрировали достижения советской авиационной индустрии. На протяжении советской истории первомайские парады проводились ежегодно, за исключением тяжелого времени Великой Отечественной войны, когда праздничных шествий не было. Начиная с 1928 года 2 мая тоже был объявлен выходным днем: 1 мая обычно проводились парады, а на следующий день все отправлялись на природу. Постепенно революционные и политические плакаты на первомайских парадах стали заменяться на более праздничные лозунги, хотя трудящиеся всегда были главной темой: «Да здравствует 1 мая!», «Слава человеку труда!», ну и, конечно же, «Мир! Труд! Май!»

Что значит лозунг: «Мир! Труд! Май!»?
Откуда этот лозунг? В стихотворении Владимира Маяковского «Солнечный флаг», написанном в 1928 году, есть строки:
Первое Мая.
Снега доконавши, солнечный флаг подымай.
Вечно сияй над республикой нашей,
Труд, Мир, Май.
Видоизмененная строка из этого произведения и легла в основу самого популярно первомайского лозунга, который актуален и в наши дни.

Международные традиции Первомая
Отмечать Первомай – это не только российская традиция: праздник с похожими названиями, атрибутами и смыслами отмечают почти во всем мире. Этот день в европейских странах отмечают как День труда, и в некоторых из них проходят активные демонстрации профсоюзов, в том числе и с различными требованиями в защиту прав трудящихся: в Италии, Франции, Испании, Германии. В некоторых странах на 1 мая выпадает сразу несколько праздников, атрибуты и смыслы которых давно слились в сознании людей. Например, во Франции 1 мая отмечают не только официальный Праздник труда (фр. Fête du Travail), который является нерабочим днем, но и День ландышей (фр. Fête du Muguet.), в результате чего эти нежные белые цветы стали в стране традиционным первомайским атрибутом.
Кроме европейских государств День труда, или Всемирный день труда, 1 мая отмечают в Азии, практически во всех странах Африки и Южной Америки, в том числе в Бразилии, Чили, Мексике, на Кубе, в Египте, ЮАР, Алжире, Кении, Турции, Вьетнаме, Сингапуре. В Китае 1 мая отмечают праздник, который носит название Всемирный день труда, и выходными являются дни с 1 по 5 мая. В некоторых странах есть аналогичные праздники, но в другие даты: например, в США и Канаде День труда празднуют в первый понедельник сентября.
А вот в Великобритании до сих пор есть энтузиасты, которые отмечают 1 мая старинный праздник Белтейн: в современном формате праздник весны объединяет кельтские традиции и музыкальный фестиваль. Главные торжества проходят в Эдинбурге, столице Шотландии, где в ночь на 1 мая зажигают костры, утраивают представления и праздничные гуляния.

Символика и атрибутика Первомая
- Символика. В символике Первомая по всему миру остались древние весенние символы: распустившиеся цветы, ветки цветущих деревьев. Интересно, что в разных странах в соответствии с климатическими особенностями символами Первомая стали разные растения. И если во Франции это расцветающие в начале мая ландыши, то в России - сирень или цветущие ветки яблони. Со временем к чисто природным символам добавились символы, связанные с рабочим движением и борьбой за права трудящихся. Одними из наиболее известных эмблем такого рода являются перекрещенные серп и молот. Всем привычный в советское время «символ союза рабочего класса и крестьян» появился в 1918-м, как раз накануне празднования Первомая: художник Евгений Камзолкин создал эскиз этого изображения для первомайских торжеств. В итоге эмблема стала настолько популярной, что попала даже на государственный герб. Однако вопреки расхожему мнению символы серпа и молота – принадлежность не только советского герба. Например, на современном гербе Австрии черный орел до сих пор держит те же предметы в своих лапах, правда, они у него не перекрещены. Кстати, появились серп и молот на гербе Австрии, также как и на гербе СССР, в начале ХХ века – после распада Австро-венгерской империи. «Несоветским» по своему происхождению является и белый голубь - еще один популярный символ Первомая, который нередко можно увидеть на праздничных открытках родом из СССР. Изображение голубя как символа мира получило широкое распространение благодаря работам великого испанского художник Пабло Пикассо – коммуниста по своим политическим убеждениям. Первую литографию с изображением голубя Пикассо создал в 1949 году для Всемирного конгресса сторонников мира, а позднее дополнил ее целой серией «голубей». Наиболее популярными стали «Голубка» 1961 года с оливковой веточкой в клюве и рисунок «Лицо и голубь». Кстати, несложно проследить, от чего отталкивалась фантазия самого Пикассо, не только коммуниста, но и испанца, уроженца сугубо католической страны. Ведь голубка как символ надежды и возрождения упоминается еще в Ветхом Завете: после окончания Великого потопа Ной выпустил голубя на поиски суши, и тот вернулся с оливковой веточкой, которую принес с найденной им земли.

- Атрибутика. В большинстве стран первомайская атрибутика вполне стандартна: разноцветные воздушные шары, флажки и флаги, как национальные, так и красные, являющиеся международным символом рабочего движения. В советское время непременными атрибутами праздника были транспаранты с политическими лозунгами, портрет вождей, а также весьма затейливо оформленные движущиеся конструкции, в основе которых был автомобиль или трактор, а сверху пирамиды их праздничных символов и транспарантов. Иногда прямо на движущихся платформах разыгрывались целые представления и физкультурные действия. Внешне все это напоминало венецианский или бразильский карнавал, но с политическим содержанием.
Первомай в названиях и культуре
Популярный праздник нашел свое отражение и в топонимах времен СССР. Во многих городах и поселках России и постсоветского пространства и сегодня можно найти улицы Первомайские, в Нижегородской области есть город под названием Первомайск, а в Московском метрополитене – станция «Первомайская». Кое-где сохранились упоминания о празднике и в названиях предприятий.

Создавались в честь праздника и произведения искусства: картины, скульптуры, стихи и музыка. Первомайский парад в Петрограде на Марсовом Поле стал главной темой одноименной картины Бориса Кустодиева 1920 года, а Константин Юон изобразил яркую красочную атмосферу парада в Москве на своей картине «Первомайская демонстрация на Красной площади в 1929 году». Диего Ривера, мексиканский художник-монументалист, тоже почерпнул вдохновение в первомайском параде в советской столице, в 1956 году написав картину «Празднование 1-го мая в Москве».
А среди песен наиболее известным стала, наверное, «Москва майская» (муз. Д и Д. Покрассов, слова В. Лебедева-Кумача), многим знакомая по своим первым строчкам «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…». Она и до сих пор остается одним из музыкальных символов российской столицы.
Современные первомайские шествия в России
Современные первомайские шествия не менее масштабные и яркие, чем во времена СССР: в них принимают участие представители профсоюзов и рабочие коллективы, а также студенты и все желающие. Парады сопровождаются выступлениями артистов, а к мероприятиям часто приурочены ярмарки, выставки и народные гуляния.

Ольга Фролова
Изображение на обложке: Праздник весны и труда в центре Москвы. Фото: Кузьмичёнок Василий/Агентство «Москва»


