Затонувший корабль, 8 тысяч медных монет, мраморная стела с клинописным текстом, театральная маска, иудейская синагога и золотая пластинка с волшебным приворотом — как все это оказалось в земле неподалеку от тихого поселка в Краснодарском крае? Об этих и других находках Фанагорийской экспедиции расскажем в нашей статье.
Ехал грека через море…
Поселок Сенной в Темрюкском районе Краснодарского края известен на всю страну своей винодельней, которая называется «Фанагория». Свое название она получила в честь основанной здесь почти 2,5 тысячи лет назад древнегреческой колонии. Древние греки, как известно, были выдающимися мореплавателями, и в 540 году до н.э. доплыли даже до этих краев. Вел небольшую группу колонистов человек по имени Фанагор — отсюда и название нового поселения. В период своего максимального расцвета это был довольно большой город площадью около 100 км2 (чуть меньше нынешнего Пятигорска) и населением примерно 3–5 тысяч человек.
Открыли Фанагорию еще в XVIII в. офицеры Русской императорской армии, которые стояли гарнизоном на Таманской земле. Один из них, голландец по происхождению, носивший фамилию ван дер Вейде, раскопал курган, внутри которого обнаружил склеп с захоронением двух человек. С тех пор раскопки в Фанагории велись регулярно, но по-настоящему научное исследование этого уникального комплекса началось лишь в советское время. Именно тогда ученые предположили, что почти треть античного города находится под водами Таманского залива. Археологи надели маски и акваланги… И убедились — на дне действительно покоятся останки былого величия греческого города. К сожалению, методики того времени были далеки от совершенства, а поэтому подводные работы были возобновлены лишь в конце 1990-х годов. В наше время внимание к памятнику растет как со стороны государства, так и частных лиц. Так, с 2004 г. раскопки в Фанагории поддерживает фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски, а в 2014 г. на месте «русской Атлантиды» был учрежден историко-археологический музей-заповедник «Фанагория». Он стал первым в стране археологическим музеем федерального значения. С тех пор там активно ведутся не только научные исследования, но и просветительская работа.

Корабль царя Митридата
В ходе одного из подводных погружений 2011 года археологи-водолазы подняли со дна хорошо сохранившийся корпус деревянного корабля. Судя по всему, это было внушительное судно длиной около 16 метров, выполненное из разных материалов: дуба, ясеня и сосны. Изучив конструкцию корабля, они пришли к выводу, что когда-то он был частью флотилии понтийского царя Митридата VI Евпатора — на таране (прим. ред: таран – выступающая деталь, чаще всего металлическая, расположенная на носу корабля и предназначенная для повреждения обшивки и корпуса вражеского судна) сохранились изображения звезды и полумесяца, символов его власти. В 63 году до н.э. Митридат, ведший войну с Римом и отчаянно нуждавшийся в деньгах и людях, отправил в Фанагорию военную экспедицию, чтобы усмирить недовольных поборами и мобилизацией граждан, а также спасти от бунтовщиков своих детей, укрывавшихся в царском дворце. И обломки корабля красноречиво говорят о том, что добиться этих целей Митридату не удалось… Хотя его дети сдались толпе и выжили, сам царь вскоре после этого покончил с собой, понимая, что войну ему не выиграть. С этой историей связана и другая находка, сделанная в Фанагории: самый большой клад боспорских монет, который насчитывает почти 8 тысяч медных монет. Он был спрятан одним из зажиточных фанагорийцев во время городских волнений, вызванных Митридатовыми войнами, а спустя 2 тысячи лет археологи нашли его. Примечательно, что произошло это во время строительства научного центра фанагорийской экспедиции.

Персидский шахиншах в Краснодарском крае: история клинописной стелы
Однако чаще удивительные открытия археологи совершают под землей. Летом 2017 года археологи фанагорийской экспедиции достали из слоев середины V века до н.э. обломок мраморной стелы со странными знаками, высеченными на ней. И с трудом поверили своим глазам: перед ними был клинописный текст.
Как известно, клинопись придумали шумеры, но этот тип письма так удачно подходил древним языкам Ближнего Востока и Малой Азии, что его восприняли и многие другие народы. Одним из них были персы, создавшие в VI веке до н.э. огромную империю, простиравшуюся от южных границ нынешней Болгарии на западе до Индии на востоке. В обнаруженной надписи как раз хорошо читалось имя одного из персидских царей или, как их называли сами персы, шахиншахов («царь царей»), — Дария I. Однако руководитель фанагорийской экспедиции доктор исторических наук Владимир Дмитриевич Кузнецов считает, что поскольку надпись была найдена внутри дома, построенного на руинах оборонительных сооружений, то есть в слое над ними, ее можно отнести не ко времени царствования Дария I, а ко времени правления его сына Ксеркса. «Это не противоречит тексту, так как имя Дарий стоит в родительном падеже, соответственно в тексте могло быть указано: «Ксеркс, сын Дария» — говорит Кузнецов. Как бы то ни было, уникальность надписи заключается в том, что она является материальным свидетельством того, что завоевательные амбиции персов были безграничны, и в ходе борьбы с греческими городами они добрались даже до берегов Таманского залива.

Как дружили иудеи и христиане: пример Фанагории
Основанная в VI веке до н.э. Фанагория просуществовала почти 2,5 тысяч лет и была разрушена только в IX веке н.э. неизвестными завоевателями. За это время язычество здесь постепенном сменилось христианством, причем это не помешало жителям города принять к себе еврейскую общину, исповедовавшую свою традиционную религию — иудаизм. Археологи уже находили амфоры с изображением меноры, еврейского семисвечника, но в 2023 году в ходе раскопок так называемого Нижнего города обнаружили нечто особенное — древнейшую на территории России синагогу. Она была открыта в слоях V–VI веков, хотя из других фанагорийских надписей известно, что евреи жили здесь еще на рубеже старой и новой эры. Само здание синагоги, судя по находкам, было богато украшено: черепичная крыша, покрытые расписной штукатуркой стены и мраморные колонны с красивыми капителями. Внутри имелись специальные помещения для ковчега со свитками Торы и для чтения Писания, а вдоль стен располагались скамьи, на которых члены общины сидели, слушая своего раввина.

Удивительным образом, в отличие от синагоги, христианский храм (базилика) в Фанагории до сих не была обнаружена, хотя находки надписей, выполненных на надгробиях, обнаруженных в слоях христианской эпохи, вроде «Господи, помоги Феодоту» или «Господи, помоги рабу твоему Кириаку капитану, всем морякам и Георгию грешнику» однозначно говорят о том, что христиане в городе были. Кроме того, недавно археологи нашли полукруглую столешницу, которая, видимо, использовалась для подношений и поминальных трапез или в качестве алтаря, и мраморную купель с крестом для крещения. «Мы находили и продолжаем находить множество предметов христианского инвентаря, так что открытие базилики является лишь вопросом времени» — считает Владимир Кузнецов.
Хлеба и зрелищ: повседневность жителей Фанагории
Жителям древней Фанагории ничто человеческое было не чуждо, в том числе и хороший досуг. Одним из самых популярных видов времяпрепровождения в античном мире, как в Греции, так и в Риме, был, конечно, театр, где давали различные представления, собиравшие огромное число зрителей — римский Колизей тому хорошее подтверждение. Кстати, оригинальное название Колизея – амфитеатр Флавиев. В городах поменьше, как Фанагория, и театры были поменьше, однако качество представлений не уступало столичным. В этом году археологи нашли в слоях II века до н.э. фрагмент театральной маски, сохранивший правую часть лица, большое ухо, глаз с прорезанным отверстием на месте зрачка и роскошную бороду. Ученые предполагают, что эта маска изображает сатира — спутника бога Диониса, который в греческом пантеоне отвечал за увеселения и празднества. Примечательно, что на маске сохранились следы органической краски (редкий случай!): голубым цветом подведены глаза, а борода украшена красным и бордовым цветами. Хотя артисты обычно надевали такие маски на лицо во время выступления, фанагорийский экземпляр обладает некоторыми особенностями. «По краям нашей маски проделаны сквозные отверстия, что говорит о том, что, скорее всего, ее подвешивали на стену или использовали в ритуальных целях» — рассказывает главный хранитель фондов Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория» Мария Сергеевна Чашук.

О повседневной жизни фанагорийцев исследователи много узнают из надписей на твердых предметах — кусках мрамора, свинца и даже золота. Подавляющее большинство их составлено на греческом языке, хотя население города состояло не только из греков, однако именно греческий с незапамятных времен был основным языком межкультурного общения в этом регионе. Надписи рассказывают о том, во что верили, чего боялись и к чему стремились древние фанагорийцы. Например, некий Неомод так опасался за свою жизнь, что при помощи магического обряда заключил свою душу в золотой перстень и повелел написать на нем: «душа Неомода». Он посчитал, что только внутри любимого украшения душа его будет защищена от порчи и сглаза. Сенсационной находкой последнего сезона стала тончайшая золотая пластина со случайным набором греческих букв, которые не складываются ни в какой текст, наподобие нашей «абракадабры». «Аналоги, обнаруженные в других областях греческого мира, подсказывают, что на этой золотой пластине, по-видимому, процарапан любовный заговор, при помощи которого его автор стремился кого-то приворожить» — говорит ученый секретарь музея Валерия Вячеславовна Митина.

Современные методы позволяют ученым узнать такие подробности повседневной жизни древних людей, о которых раньше можно было только мечтать. Так, взяв на анализ зубную эмаль у погребенных в фанагорийских некрополях, они выяснили, что около трети всего взрослого населения города страдало от зубной боли. Это следствие того, что основу их рациона составляли зерновые культуры, богатые углеводами, из-за которых активно развивался кариес. Благодаря работе археозоологов (прим. ред: специалистов по изучению останков древних животных), археологи понимают, когда в городе наступали трудные времена — войны, эпидемии или природные катаклизмы. Все дело в мельчании костей мелкого рогатого скота, которое наблюдается при близкородственном скрещивании, а оно активно происходит именно тогда, когда нет возможности закупить новых животных или хотя бы обменяться с соседями. Наконец, данные палеоботаники (прим. ред.: дисциплины, изучающей древние растения) в некоторых случаях помогает понять назначение той или иной постройки. К примеру, анализ золы в одном из сгоревших в пожаре фанагорийских домов показал наличие в ней большого числа фитолитов травянистых растений (прим. ред.: микроскопических минеральных частиц, которые сохраняются в растении после его гниения или сгорания), а значит, в этом доме, вероятно, хранился большой запас хлебных злаков.
Просветительская миссия Фанагории и будущее экспедиции
Сотрудники музея-заповедника активно делятся результатами своей работы как в научном сообществе, так и с широкой публикой. Помимо специфических научных изданий, как, например, многотомные «Материалы по археологии и истории Фанагории» или журнал «Гипанис» они издают и научно-популярные издания, в которых доступным языком излагается история памятника и рассказывается о новейших открытиях. Есть среди изданных музеем книг и литература для детей — например, отличная книга «Фанагория. Путешествие в античность».
На базе научного центра проводятся многочисленные экскурсии, лекции и мастер-классы для детей и взрослых, а в 2021 г. в Парке науки и искусства «Сириус» был открыт филиал музея, который позволил расширить не только экспозиционные пространства, но и сферу взаимодействия с населением и охват аудитории. Ревнители науки и талантливые просветители, сотрудники Государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория» намерены создать на месте археологического памятника один из самых успешных и интересных в России музеев, которых, по их собственному признанию, в нашей стране очень не хватает. И портал ПОИСК искренне желает им в этом удачи.

Автор текста Александр Ковалев
Изображение на обложке: А.С. Ковалев
Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.


