Арал: как была пройдена точка невозврата и есть ли жизнь после нее

Арал: как была пройдена точка невозврата и есть ли жизнь после нее

Фотоснимки съежившегося в разы и почерневшего от соли Аральского моря уже не одно десятилетие служат немым укором человечеству, по чьей вине произошла масштабная экологическая катастрофа. Арал стремительно высыхает последние 55 лет, но все еще продолжает жить. Российские эксперты твердо уверены: уникальный водоем рано хоронить, а потому активно участвуют в изучении и сохранении его экосистемы. И хотя формально Приаралье уже давно «не наша зона ответственности», история не раз доказывала, что экологические проблемы не имеют границ.

Извивы судьбы моря-озера

На сегодняшний день территория Аральского моря принадлежит Узбекистану и Казахстану, и тем не менее в международных экспедициях по стабилизации ситуации в этой экологически неблагополучной точке регулярно участвуют и представители крупных российских научных центров. В том числе эксперты ФИЦ Биотехнологии РАН, Зоологического института РАН, Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Интерес отечественной науки к Аралу возник не вчера: это море изучается российскими учеными уже почти два столетия. Пионером в этом деле был Алексей Иванович Бутаков, по итогам экспедиции 1848-1849 годов составивший первое гидрографическое описание и карту Арала. К слову, в этой экспедиции принимал участие и знаменитый поэт Тарас Шевченко, оставивший для потомков десятки акварелей с морскими аральскими пейзажами. Впрочем, вопрос о том, является ли этот водоем морем или озером, до сих пор остается дискуссионным. С одной стороны, он не соединен с океаном, что указывает на то, что это озеро. Но при этом Арал обладает рядом свойств, характерных для моря — прежде всего высоким уровнем солености.

Первые сведения об Арале ученые обнаружили в китайских летописях, датируемых II веком до н.э. В Поднебесной его называли «Северным морем». Метод радиоуглеродного датирования позволил определить, что водоем образовался 17,6 тысяч лет назад в результате интенсивного таяния ледников Памира и Тянь-Шаня. И уже в ту пору его поведение отличалось завидным непостоянством. За счет потоков воды из рек Сырдарьи и Амударьи Арал то стремительно поднимался почти втрое до 58-60 метров над уровнем моря, соединяясь с Каспием, то из-за очередных климатических перемен вдруг не менее интенсивно спадал, обнажая десятки километров суши. Исследователи считают, что Аральское море за время своего существования пережило не менее пяти подобных регрессий и трансгрессий. Однако нынешняя регрессия считается наиболее глубокой за всю историю наблюдений за водоемом.

Аральское море в 1989 году и в 2014 году. Изображение: NASA. Collage by Producercunningham., Wikimedia Commons

Как вместо одного Арала появилось два

С момента последнего своего возрождения Арал продержался шесть столетий. К 1950-м годам он тянулся в длину на полтысячи километров и на 235 км в ширину, а его площадь составляла 64 тысячи км². Водоем занимал четвертое место в мире среди морей-озер после Каспия, Верхнего озера в Северной Америке и Виктории в Африке. Для экономики советской Средней Азии Аральский бассейн имел стратегическое значение. Море давало стране более 400 тысяч центнеров рыбы ежегодно, т.е 13% всего улова. В дельтах Амударьи и Сырдарьи отлавливалось более миллиона ондатр, большая часть шкурок которых шла на экспорт. Кроме того, Арал служил основным звеном, связывающим порты Аральск в Казахстане и Муйнак в Узбекистане. Грузооборот аральских портов достигал 250 тысяч тонн в год — в основном хлопок, хлеб, соль, рыба, химикаты, лес.

Но в начале 1960-х Арал резко отступил до отметки 30 метров над уровнем моря, обнажив две сотни километров дна. И на этот раз причины его высыхания во многом носили антропогенный характер: из Амударьи и Сырдарьи, питавших море-озеро водой, начали забор воды для расширения системы орошения сельскохозяйственных земель. Море в долгу не осталось, к 1965 году отреагировав резким обмелением. Однако спущенные сверху установки о хлопковой независимости и рисовом изобилии никто отменять не стал, как и останавливать отвод воды на полив все новых и новых полей.

Останки кораблей. Изображение: MirfayzbekAbdullayev, CC0, via Wikimedia Commons

Разумеется, пути выхода из сложившейся ситуации искали. Одним из наиболее громких проектов стал грандиозный план с разворотом сибирских рек, вокруг которого развернулись ожесточеннейшие дискуссии. Интересно, что идея переброса сибирских рек в Аральское море родом вовсе не из советских времен. Еще в 1860-х гг. семиклассник киевской гимназии Яков Демченко написал сочинение "О климате России", где предложил таким образом «напоить» Арал. Позже, уже закончив университет, он выпустил описание этого проекта отдельной книгой «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран». Вспомнили об идеях Демченко ровно через сто лет, к концу 1960-х, когда Госплану и Академии наук СССР поручили разработать поворот части стока сибирских рек для водоснабжения Аральского и Каспийского морей. В том же году началось строительство канала Иртыш-Караганда, который можно считать единственной реализованной частью амбициозного плана по переброске сибирских рек. В итоге он был признан утопическим, и в 1986 году власти приняли решение о его закрытии.

На излете 1980-х годов советские газеты снова запестрели сенсационными заголовками: «Арал исчезает!»: из-за резкого падения воды море разделилось на две части. Именно тогда в Приаралье отправилась масштабная экспедиция из ученых и журналистов, по итогам которой в Москве прошло уникальное мероприятие — Дни Арала. По итогам форума, в котором приняли участие ученые, общественные деятели и представители культуры, было составлено обращение к руководству страны с требованием признать Приаралье и само Аральское море зоной экологического бедствия и выделить финансирование на ликвидацию катастрофы. Но последовавший вскоре развал СССР отодвинул проблемы исчезающего водоема далеко на задний план.

Анимация из спутниковых снимков с 2000 по 2011 год. Изображение: Thomas Bresson, Public domain, via Wikimedia Commons

За последние полвека объем когда-то четвертого по величине озера-моря сократился в 13 раз, а площадь его водной поверхности уменьшилась почти в 10 раз. Арал сегодня — это Малое, или Северное, Аральское море на территории Казахстана и западная часть Большого, или Южного, Аральского моря в Узбекистане и образовавшийся между ними когда-то залив, а ныне озеро Тущыбас.

Что говорят о состоянии Арала ученые

О том, что сегодня происходит с водоемом, мы решили узнать у ведущего сотрудника лаборатории экологии прибрежных донных сообществ направления Экологии морей и океанов Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН кандидата биологических наук Филиппа Вячеславовича Сапожникова.

Как давно эксперты вашего института заняты изучением Аральского моря?

Мы наблюдали изменения Аральского моря начиная с 2002 года. Последние экспедиции ИО РАН состоялись летом и осенью 2022 года. Первая — к западному бассейну Большого Арала, вторая — на Малый Арал. Так что мы видели, как море менялось с начала этого тысячелетия, фиксировали основные тенденции обмеления, проводили гидрофизические измерения и гидрохимические анализы, отбирали и изучали биологический материал для исследования изменений состава и структуры донных и пелагических сообществ этого водоема.

Участники экспедиции в соляной пене Арала

Как менялась ситуация с Аральским морем с начала XXI века?

Зрелище это, конечно, грустное: море отступало год за годом, прямо на глазах. Если в 2002 году с края плато Устюрт еще невозможно было разглядеть противоположный берег западного бассейна, то спустя несколько лет он стал заметно проступать: сперва в качестве миража — фата-морганы, затем уже четко просматривалась полоса, а сегодня берег хорошо видно, как на озере. Наблюдали мы и то, как пересыхал восточный бассейн. Окончательно это произошло в 2009 году. В итоге Арал из моря превратился в цепочку озер. Все это происходило на фоне его обмеления и роста солености.

На берегу плато Устюрт

Каковы основные причины, которые привели к экологической катастрофе Арала?

Изначальные причины, конечно же, антропогенные. Однако их негативное воздействие было значительно усилено климатическим фактором. Если бы, скажем, из рек Амударьи и Сырдарьи воду на орошение продолжали забирать, но при этом в регионе были бы обильные осадки, то Арал вполне мог бы себя держать на уровне. Но изменение климата в регионе способствовало интенсификации испарения с поверхности водоема. Добавьте сюда полное зарегулирование рек, которые могли поставлять воду в море. В результате оно высохло. Таков печальный итог чудовищного природно-антропогенного эксперимента.

Можно ли утверждать, что одна из двух частей, на которые разделилось море — Большой Арал — постепенно исчезает?

Да, к сожалению, это так. Большой Арал прошел точку невозврата в 2001 году, перестав существовать как цельный водоем с круговой циркуляцией воды, которая помогала избегать пересыхания. Около 24 лет назад Большой Арал разделился на два полуавтономных бассейна, которые сообщались между собой через узкий пролив, где происходил обмен водными массами. В результате такого обмена теплая, более соленая вода из восточного бассейна перетекала в западный — и там стояла, вызывая температурные аномалии и серьезное расслоение по степени солености. Эта ситуация кое-как удерживалась до 2005 года, пока не началась эксплуатация новой Кокаральской дамбы (прим. ред.: плотина, пресекающая пролив Берга и находящаяся на территории Казахстана). Ее запуск привел к тому, что Большой Арал стремительно пошел вниз, поскольку Сырдарья перестала на регулярной основе поставлять в него воду. В период с 2005 по 2009 год восточный бассейн вовсе пересох, обратившись, по сути, в соляную пыль. После вода в него снова немного прибывала ежегодно, но опять же быстро испарялась.

Повлиял ли запуск Кокаральской дамбы на состояние Малого Арала?

Именно благодаря этой дамбе уровень воды в Малом Арале пошел вверх. Как следствие, значительно понизилась степень его солености, и он снова перешел в состояние почти пресноводного водоема, которое идеально подходило многим видам рыб. В итоге существенно выросло рыбохозяйственное значение Малого Арала. Сегодня в его водах обитает 14 видов промысловых рыб, в том числе судак, сазан, щука. В районе Аральска (прим.ред.: город в Казахстане, бывший порт на Аральском море) были построены сразу два рыбокомбината. Так что мы можем констатировать, что в настоящее время Малый Арал является живым водоемом.

На берегу Малого Арала

Осталась ли хоть какая-то жизнь в Большом Арале?

Конечно, в этом водоеме давно нет никакой рыбы. Однако утверждать, что в высыхающем Большом Арале биоразнообразие все время только сокращалось, я бы не стал. Оно менялось нелинейно. В какие-то годы здесь даже увеличивался процент вселявшихся видов. Но по мере того, как дно водоема стала покрывать соляная корка, разнообразие сокращалось. В 2011 году из Большого Арала исчезли даже личинки хирономид (прим. ред.: вид комаров), неспособные развиваться на пересоленном мелководье.

В 2022 году соляная корка проникла в песчаное дно Большого Арала уже на глубине 2,5 метра. На тот момент в нем жили только рачки Artemia parthenogenetica, которые способны существовать даже при концентрации солей 220-240 граммов на килограмм. Также в западном бассейне, согласно нашим последним наблюдениям, живут только три вида цианобактерий (прим. ред.: бактерии, способные к фотосинтезу), один вид диатомовых водорослей (прим. ред.: водоросли, имеющие «панцирь» из диоксида кремния), один вид хоанофлагеллят (прим. ред.: одноклеточный воротниковой жгутиконосец), и все. Такое вот скудное биоразнообразие при солености на уровне 164 граммов соли на килограмм воды.

— Насколько стабильна ситуация с Малым Аралом?

— Уровень Малого Арала постоянно меняется — претерпевает то подъемы, то падения. Все зависит от климата в регионе, а также от стоков Сырдарьи, которая течет практически через всю Центральную Азию и впадает в Малый Арал. Также его уровень существенно зависит от зимней температуры, обилия осадков и грунтовых вод. В 2022 году наша осенняя научная экспедиция наблюдала, как водоем значительно понизился — за короткое, но жаркое время сразу на два метра. В нем обнажились существенные пространства дна, которые превратились в рыхлую соляную пустыню. Снова возникла серьезная угроза существованию Малого Арала как рыбохозяйственного водоема. Но за последние три года его уровень снова пошел вверх, отвоевав те самые потерянные два метра. Вот такие колебания.

Скудная флора исчезающего Арала; бывшие обитатели Аральского моря

Прогнозы для него оптимистичные?

Существуют разные предположения о том, как будет складываться дальнейшая судьба Малого Арала, однако ни одно из них не является достаточно обоснованным, поскольку никто не знает, как все сложится завтра. Да, Малый Арал сегодня продолжает прирастать потихонечку и, как утверждают оптимисты, скоро будет у бывших портовых ворот Аральска. Но я не был бы столь оптимистичен в своих прогнозах, поскольку мы знаем, сколь непостоянен и непредсказуем этот водоем. Не забывайте, сбросы из него в Большой Арал продолжаются, вода доходит до озера Тущыбас, иногда до озера Чернышёва, частично она попадает в обсохшие восточные бассейны, где довольно быстро испаряется.

Как изменения климата в Приаралье за последнюю четверть века отразились на состоянии моря?

Климат в Центральной Азии действительно стал другим. Но это вовсе не значит, что он потеплел. Он стал более континентальным: в зимние периоды там теперь холоднее, чем раньше, в летние — намного жарче. Поэтому летом при температуре + 50°С происходит невероятно интенсивное испарение из акватории Малого Арала и того, что еще осталось от Большого Арала. Так что этот некогда климатообразующий водоем уже «не делает погоды» в этом регионе.

Насколько реалистичен проект направления части стока реки Иртыш на снабжение водой Приаралья?

Этот проект сейчас активно обсуждается. Я считаю, он заслуживает серьезного внимания. Предполагается 7% весеннего стока Черного Иртыша (прим. ред.: верхнее течение реки Иртыш) отправить в Малый Арал через ряд российских и казахских городов, остро нуждающихся в воде. Но не канал для этого копать, а проложить трубы и по ним пустить воду. Реализация этого проекта должна, в частности, принести воду и городу Кургану, где летом бывают серьезные засухи. Должно получить воду и Северное Приаралье. Так что этот проект очень перспективный, не утопический.

Соляно-органическая пена Малого Арала

Какие проекты по спасению Арала сейчас реализуются?

В настоящее время предпринимаются меры только по спасению опустыненых территорий. Отступая, море обнажает огромные пространства солончаков, покрытых соляными корками, в которых могут выживать только галобактерии. Но, как вы понимаете, это не та жизнь, которая может спасти пустыню. Поэтому узбекские и казахские специалисты совместно с волонтерами реализуют проекты по созданию искусственных фитобугров — покрытых растительностью холмов, сдерживающих продвижение песка. Сотни добровольцев каждый год рядами засаживают пустынные просторы саксаулом и тамариском. Очень хочется, чтобы этот проект процветал. Но, к сожалению, это уже не проект по спасению моря.

Автор текста Татьяна Лянная

Изображение на обложке: Thomas Bresson, Public domain, via Wikimedia Commons

Благодарим ИО РАН и Ф.В. Сапожникова за предоставленные фото из научных экспедиций.

Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.

Под слоем ила. Тайны бронзового века раскрываются спустя 3000 лет
Что общего у магнитного поля и подземных толчков? Удивительное открытие геофизиков о Кавказе