Причудливая «магнитная аномалия» обнаружена глубоко под новозеландским озером Роторуа

Новые карты позволили обнаружить скрытую гидротермальную систему под легендарным озером в Новой Зеландии, которое послужило местом действия знаменитой истории любви маори.

Озеро Роторуа расположено в сердце огромного древнего кратера спящего вулкана на Северном острове Новой Зеландии. У озера богатая история: считается, что именно здесь дочь влиятельного вождя преодолела запретную любовь, переплыв озеро, чтобы быть с молодым воином.

Район Роторуа также известен гидротермальной активностью: на сайте Tourism New Zealand говорится, что облака пара дрейфуют вокруг берега озера, а сера придает воде «волшебный зелено-голубой» цвет.

Исследователи из GNS Science, исследовательского института в Новой Зеландии, составили карту дна озера Роторуа с невиданными ранее подробностями, обнаружив кратеры извержения, древнюю реку и большую магнитную аномалию в южной части озера. Эти новые карты впервые доказывают, что гидротермальные системы материка Роторуа простираются в скрытые глубины озера.

Корнель де Ронде, главный научный сотрудник GNS Science, рассказал, что увидеть карты — все равно что впервые надеть очки, не понимая, что они вам нужны.

«В конце концов вы надеваете очки и видите мелкий шрифт», — сказал он.

Карты охватывают 55 квадратных километров, что составляет около 68 % дна озера, говорится в заявлении GNS Science. Часть данных собрали сотрудники Королевского военно-морского флота Новой Зеландии, которые составили карту физических характеристик дна озера с помощью многолучевого эхолота — разновидности гидролокатора. Они также провели магнитную съемку, которая выявила магнитную аномалию.

«Обычно в вулканических породах, когда вы проводите магнитометром по их вершине, вы получаете очень положительные аномалии, но в данном случае мы получаем отрицательные аномалии, вероятно, из-за очень низкой магнитной восприимчивости», — сказал де Ронде.

Вулканические породы обычно содержат сильномагнитный минерал магнетит, но в озере Роторуа, по мнению исследователей, гидротермальные флюиды прошли через породу и превратили магнетит в пирит, или «золото дурака», который практически не имеет магнитного сигнала. Этот гидротермальный процесс изменил бы магнитный сигнал и объяснил бы отрицательную аномалию.

Исследователи также обнаружили другие свидетельства гидротермальной активности в том же районе, что и магнитная аномалия. На карте тепловых потоков видно, как тепло, которое, вероятно, является горячей водой, поднимается на дно озера из-под земли. В этом же районе видны кратеры, которые, как отметил де Ронде, скорее всего, являются кратерами гидротермальных извержений.

Несмотря на всю эту активность, температура воды на дне озера, по словам де Ронде, обычно составляет около 14 градусов по Цельсию. Это объясняется тем, что озеро настолько велико, что прохладной воды достаточно, чтобы противостоять теплу, поднимающемуся снизу, и температура колеблется всего на 1 градус Цельсия в течение месяца.

«Никто из купающихся в озере не заметит этого, но с помощью приборов мы это делаем», — сказал де Ронде.