Об этом пишут Phys.org; Science.org.
Строящийся на юге Франции, в Кадараше, Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) сможет начать демонстрировать свои возможности не раньше 2034 года.
Это почти на 10 лет позже, чем планировалось ранее, и спустя полвека с момента зарождения идеи проекта во время Женевского саммита Рейгана и Горбачева в ноябре 1985 года. Решение руководства ITER потратить на строительство установки еще 10 лет означает, что первые управляемые реакции по слиянию ядер изотопов водорода дейтерия и трития с образованием ядра гелия и выделением колоссальной энергии теперь придется отложить до 2039 года.
Международный термоядерный экспериментальный реактор объединяет 2000 ученых и инженеров из 34 стран. Это 28 стран Европейского союза, а также Россия, США, Япония, Китай, Республика Корея и Индия.
Основная цель ITER — генерировать около 500 МВт термоядерной энергии за 400 секунд с использованием плазменного нагрева мощностью 50 МВт при коэффициенте усиления мощности, равном 10. Задержки и увеличение затрат сопровождают проект с самого его начала.
В 2016 году был принят обновленный план, согласно которому первую дейтериевую плазму должны были начать получать не раньше 2025-го. Сейчас предполагается, что полная плазменная мощность будет достигнута только в 2032 году, а первая дейтерий-тритиевая реакция начнется не раньше 2035-го, когда будут установлены дополнительные компоненты.
По словам генерального директора ITER Пьетро Барабаски (Pietro Barabaschi), который сменил на этом посту умершего в октябре 2022 года Бернара Биго (Bernard Bigot), то, что сроки «первой плазмы» в 2025 году недостижимы, стало ясно уже в 2020-м.
Причин этого несколько, одна из них — пандемия COVID-19, которая привела к задержкам в цепочке поставок и контроле качества. Также возникли производственные проблемы, такие как обнаружение трещин в водопроводных трубах, охлаждающих тепловые экраны.
В начале 2022 года Управление по ядерной безопасности Франции (French Nuclear Safety Authority) ненадолго приостановило сборку из-за опасений по поводу радиологической защиты.
Выступая на пресс-конференции в начале июля, Барабаски отметил, что задержка запуска установки обойдется дополнительно в 5 миллиардов евро. «Мы все еще решаем вопрос стоимости с Советом ITER», — добавил он.
Сибилла Гюнтер (Sibylle Günter), директор по науке Института физики плазмы Макса Планка (Max Planck Institute for Plasma Physics) в Гархинге, Германия, сказала, что, хотя новости об ITER «не дают повода для праздника», этот реактор по-прежнему актуален и необходим. «Нам не известен ни один проект, который будет анализировать проблемы термоядерной энергетики столь же всесторонне в обозримом будущем», — отметила она.
Марина АСТВАЦАТУРЯН