Изучение ядерных реакций. Роль зарядовой асимметрии и углового момента

Научные коллективы из Лаборатории теоретической физики Объединённого института ядерных исследований, Института ядерной физики АН Узбекистана и Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека совместно исследовали влияние зарядовой асимметрии и орбитального углового момента на процессы полного слияния атомных ядер.

Используя модель двойной ядерной системы (ДЯС), ученые рассмотрели эволюцию системы, образующейся при столкновениях тяжёлых ионов на энергиях, близких к кулоновскому барьеру. В этой модели процесс эволюции описывается передачей нуклонов между сталкивающимися ядрами.

Эскиз последовательностей каналов ядерных реакций, которые преодолевают конкуренцию на разных стадиях процессов взаимодействия фрагментов двойной ядерной системы

Выяснилось, что одним из факторов, затрудняющих образование составного ядра, является квазиделение — процесс распада двойной ядерной системы до достижения равновесного состояния. Важную роль играет орбитальный угловой момент, который влияет на распределение зарядов и масс продуктов реакции при определённой зарядовой асимметрии сталкивающихся ядер. Теоретические результаты были сопоставлены с экспериментальными данными по выходам продуктов квазиделения в реакциях 12C+204Pb и 48Ca+168Er, чтобы проанализировать влияние зарядовой асимметрии в начальных условиях реакции на конечные продукты.