Новые открытия палеонтологов. Как жили вымершие хищники Сибири

В эпоху позднего плейстоцена, от 125 до 12 тысяч лет назад, территорию Сибири населяли пещерные львы и пещерные гиены. Изучение их костных остатков дает ученым ценную информацию о местах обитания, жилищах и взаимодействиях этих животных.

Исследователи из Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН совместно с коллегами из других институтов провели реконструкцию территории Байкало-Енисейской Сибири. В ходе исследования они обнаружили, что пещерные львы и гиены старались избегать друг друга и жили в разных условиях, что отличает их от современных африканских львов и гиен.

Ареал обитания пещерных львов и пещерных гиен на территории Байкало-Енисейской Сибири в позднем плейстоцене. Красные кружки — львы, фиолетовые квадраты — гиены

Байкало-Енисейская Сибирь — это обширная территория между Енисеем и Байкалом, ограниченная горами Восточных Саян. В позднем плейстоцене здесь обитали такие хищники, как пещерный лев и пещерная гиена. Палеонтологи выяснили, что гиены предпочитали горные районы и обитали в пещерах, тогда как львы селились на равнинах и в долинах рек.

«Суть нашей работы заключалась в том, чтобы соотнести объекты исследования, а именно все остатки пещерных львов и пещерных гиен, когда-либо найденных на территории Байкало-Енисейской Сибири, с определённым типом рельефа»

— Дмитрий Маликов, старший научный сотрудник ИГМ СО РАН.

Исследователи установили, что пещерные львы и гиены старались избегать друг друга. Львы не обитали в пещерах, предпочитая равнинные участки. Редко встречаются места, где находят кости обоих хищников вместе, за исключением случаев, когда львы были убиты и затащены гиенами в их логова.

Скульптура пещерного льва из Денисовой пещеры в трех измерениях

Другим важным открытием стало нахождение костей пещерных львов рядом с палеолитическими стоянками. Ученые не обнаружили следов обработки костей, что не позволяет утверждать, что люди охотились на львов. Однако присутствие костей возле стоянок указывает на интерес древних людей к львам, возможно, они имели символическое значение.

Исследования проводились с использованием различных методов, включая раскопки и сбор костного материала на пляжах рек. Датировка образцов проводилась на ускорительном масс-спектрометре ЦКП УМС НГУ-ННЦ, который был создан совместно с несколькими институтами СО РАН.

«В данном исследовании мы датировали один костный фрагмент пещерного льва и два — пещерной гиены»

— Екатерина Пархомчук, директор ЦКП УМС НГУ-ННЦ.

Процесс датировки включал выделение коллагена из костей, его очистку, гидролиз и преобразование в графитизированный катод для измерения радиоуглерода. Все процедуры были выполнены с высокой точностью, что подтвердило качество измерений и датировок, проведенных на установках российского и швейцарского производства.