Новые находки палеонтологов: рыбы и насекомые возрастом 180 млн лет

У палеонтологов в разгаре полевой сезон с выездами на раскопки. Ученые и студенты Томского государственного университета уже успели поработать на местонахождениях в Иркутской и Кемеровской областях, и до конца лета эти экспедиции будут продолжаться. Уже сейчас в ходе исследований вместе с коллегами из соседних регионов палеонтологи ТГУ собрали богатый материал по флоре, ископаемым юрским насекомым и рыбам. Они нашли части рыб и древних тараканов возрастом 180 млн лет.

Собирая материал для докторской диссертации, старший научный сотрудник лаборатории микропалеонтологии, доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии геолого-географического факультета ТГУ Степан Иванцов изучает юрские отложения юга Сибири. В частности, он с коллегами и студентами работает в Иркутской области на местонахождении ранне-среднеюрской биоты.

Что касается найденных рыб, иялепис Рохона не новый род, но ранее при его описании не были известны хвостовые отделы этой рыбы. А тут нам попались несколько целых экземпляров. Среди насекомых также были интересные находки стрекоз, цикад – с очень крупными крыльями, сантиметра по четыре. Найдены также крылья древних тараканов. Это не те «прусаки», что сейчас живут в домах, а что-то похожее на мадагаскарских тараканов. Оказывается, они тоже жили на юге Сибири.

• Степан Иванцов, старший научный сотрудник лаборатории микропалеонтологии, доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии геолого-географического факультета ТГУ

В ходе практики для студентов первого курса ГГФ в Шестаково Кемеровской области команда экспедиции изучала современные и древние геологические процессы и участвовала в палеонтологических раскопках. Их в партнерстве с ТГУ проводит Кузбасский государственный краеведческий музей.

В конце июня в Шестаково проходил фестиваль «Динотерра». В частности, зрители могли понаблюдать за работой палеонтологов непосредственно на месте раскопок. Научной частью фестиваля стал симпозиум «Палеонтологические местонахождения и геологические памятники России: исследования, музеефикация, сохранение и перспективы развития».

Палеонтологи ТГУ сделали там два доклада – по условиям формирования присаянской свиты ранней-средней юры. Авторы отметили, что в Иркутском бассейне были особые условия захоронения. Это позволило сохраняться не просто отдельным костям, но и мягким тканям. В августе работы в Иркутской области будут продолжены.

Фото предоставил Степан Иванцов, источник: пресс-служба ТГУ