Не бровь, а рог. Новый вид плотоядных динозавров обнаружен в Кыргызстане

Об этом сообщает Sci.News.
В балабансайской формации на севере Кыргызстанской части Ферганской долины был обнаружен новый род и вид крупного тероподового динозавра, названный Alpkarakush kyrgyzicus.
Этот динозавр жил в интервале от 165 до 161 миллиона лет назад, который попадает в так называемый келловейский ярус юрского периода. Длина тела древнего хищника составляла около 8 метров, а на заглазничной кости — кости черепа за глазным отверстием — у него имелась сильно выступающая «бровь», что указывает на наличие рога в этой точке.
Alpkarakush kyrgyzicus принадлежит к Metriacanthosauridae, группе аллозавроидных тероподовых динозавров среднего и крупного размера, которые характеризуются высокими сводчатыми черепами, пластинчатыми удлиненными остистыми отростками позвонков и тонкими задними конечностями.
«Тероподовые динозавры являются одной из важнейших крупных групп динозавров, включающей известных хищников, таких как тираннозавр и аллозавр, а также современных птиц», — отмечает один из исследователей находки профессор Оливер Раухут (Oliver Rauhut) из Баварского палеонтологического музея (Bayerische Staatssammlung für Paläontologie und Geologie).
«К мезозойской эре, эпохе динозавров, относится множество известных теропод… К примеру, аллозавр был широко распространен в юрском периоде в Северной Америке и Юго-Западной Европе, в то время как метриакантозавры схожего размера обитали в Китае», — поясняет он. Однако регион между Центральной Европой и Восточной Азией, по словам ученых, до сих пор был terra incognita: ранее здесь не было найдено ни одного крупного юрского хищного динозавра.
Останки двух особей Alpkarakush kyrgyzicus были обнаружены в верхней части балабансайской формации недалеко от города Ташкумыр Джалал-Абадской области Кыргызстана. «Один образец представляет собой полувзрослую особь, тогда как меньший — это молодая особь, что, возможно, указывает на стадное поведение», — говорят палеонтологи.
Alpkarakush kyrgyzicus — первый классифицированный вид тероподов из юрского периода в Центральной Азии к западу от Китая. Ученые предполагают, что динозавры метриакантозавриды появились в Юго-Восточной Азии в конце второй эпохи юрского периода и быстро стали доминирующей группой тероподовых хищников во многих экосистемах континента в юрский период.
«Хотя принадлежность Alpkarakush kyrgyzicus к метриакантозавридам не вполне неожиданность, это открытие закрывает огромный пробел в наших знаниях о юрских тероподах», — сказал профессор Раухут.
Открытие описано в Zoological Journal of the Linnean Society.