Муравьи

Муравьи древних гор. Как палеонтология перевернула представления о родах насекомых

Ученые Санкт-Петербургского университета совместно с китайскими коллегами пересмотрели таксономию муравьев, обнаруженных в китайских горах. Первоначальные предположения об их принадлежности к роду Manica были опровергнуты, что стало важным событием для палеоэкологии.

Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета, занимающиеся изучением древних муравьев, провели анализ насекомых, найденных в Китае, и пришли к выводу, что они относятся к роду Myrmica. Ранее считалось, что эти муравьи принадлежат роду Manica, но новые данные позволили изменить классификацию.

Год назад специалисты университета обнаружили муравья рода Manica в кусочке янтаря, найденного в Калининграде. Это был первый ископаемый вид данного рода, возраст которого оценивался в 33,9-37,8 миллионов лет. Находка была уникальной, так как до этого муравьи этого рода встречались лишь в горных районах Европы, Кавказа, Северной Америки и Японии. Однако дальнейшие исследования показали, что новый вид имеет больше общего с родом Myrmica.

После открытия ученых из Санкт-Петербурга, китайские исследователи обнаружили похожих муравьев в горах Гунгашань и Эмэйшань. Они предположили, что это еще один представитель вида Manica. Однако результаты независимого анализа, проведенного другой китайской группой, привели к описанию нового вида — Manica shanyii.

«С биогеографической точки зрения это открытие вызывает интерес, поскольку все виды рода Manica являются горными муравьями. В то время как три вида обнаружены в Северной Америке, один в Европе и на Кавказе, а еще один — в Японии».

Дмитрий Жарков, ассистент кафедры прикладной экологии СПбГУ

После детального сравнения признаков этих муравьев с другими видами, учёные пришли к выводу, что находка не имеет характерных особенностей рода Manica. Таким образом, вид Manica shanyii был переклассифицирован в род Myrmica, и теперь называется Myrmica shanyii. Это стало третьим известным видом рода Myrmica с короткими шипами на груди.

Данное исследование также связано с недавно открытым ископаемым видом Myrmica paradoxa, обнаруженным в биттерфельдском янтаре, возраст которого также достигает 33,9-37,8 миллионов лет.

Информация предоставлена пресс-службой СПбГУ