Износ

Износ микротекстуры зубов. Ученые выяснили причину вымирания древних бизонов

Международная группа ученых проанализировала морфологические особенности зубов древних бизонов, сопоставила их с климатическими особенностями прошлого и пришла к выводу, что вид вымер вследствие изменения пищевой базы. При этом древние животные дольше всего сохранялись на территории современной Якутии, где изменения окружающей среды происходили медленнее и с опозданием, нежели в Европе и Западной Сибири.

Результаты исследования представлены в журнале Royal Society Open Science (Q1).

Ученые проанализировали износ микротекстуры зубов более 150 древних бизонов, живших в Евразии на территории современных Австрии, Германии, Беларуси и других странах, в том числе в Западной и Восточной Сибири в период со среднего плейстоцена до момента их массового вымирания в конце позднего плейстоцена.

История и палеоэкология степного бизона (Bison priscus) остаются не до конца изученными, несмотря на его широкое распространение. Мы реконструировали рацион и оценили среду обитания степного бизона, обитающего в Евразии и на Аляске со среднего плейстоцена. В позднем плейстоцене степной бизон занимал различные типы биомов – от разреженных летне-зеленых лесов и степных умеренных лугов (Сербия) до биомов тундростепи (Сибирь и Аляска). Несмотря на различия в выявленных типах биомов, рацион степного бизона в Евразии был схож, разница состояла в преобладании тех или иных растений в питании.

• Андрей Шпанский, заведующий кафедрой палеонтологии и исторической геологии геолого-географического факультета, один из авторов статьи

Как отмечают исследователи, пластичность рациона степного бизона была ниже по сравнению с современным европейским зубром. Возможно, это и сыграло важную роль в его вымирании, даже в стабильном тундростепном биоме Восточной Сибири, где он просуществовал дольше всех во всей Евразии.

Согласно выводам ученых, бизоны не были исключительно пастбищными животными, то есть они питались не только травяными растениями, но и бореальными кустарниками и карликовыми деревьями. Однако с наступлением глобального потепления происходило замещение одних видов флоры другими, на территории с травянистой растительностью начали наступать лесные массивы. Неприспособленность к такой кормовой базе негативно сказывалась на популяциях древних бизонов.

Это раннее вымирание в Европе в случае последних бизонов объясняется быстрым распространением бореального леса и потерей тундростепного биома. Там, где данные климатические изменения происходили позднее, популяции продолжали существовать. Если в Европе массовое вымирание бизонов происходило примерно 12 000 лет назад, то на территории современной Якутии это случилось на 3 000 лет позднее. То есть около 9 000 лет назад там еще встречались особи данного вида.

• Андрей Шпанский

При анализе причин вымирания исследователи учитывали и антропогенное давление. Но если в то время в Европе плотность заселения палеолитическими людьми была довольно высокой, то на территории Западно-Сибирской равнины и Якутии она была чрезвычайно низкой. Поэтому такой фактор, как охота человека, в данном случае не мог сыграть даже минимально значимую роль.

Реконструкция далекого прошлого и изменение фауны имеют большое значение для понимания динамики природных процессов, их взаимосвязанности и прогнозирования тех изменений окружающей среды, которые могут произойти на планете в будущем из-за трансформации климата. Как показывают исследования, не только наступление оледенения, но и потепление климата приводили к исчезновению одних представителей флоры и фауны и появлению других.

Фото на обложке: Андрей Шпанский. Источник: пресс-служба ТГУ