Это не лень! О дислексии нужно говорить громче, и начинать со школьной скамьи

Это не лень! О дислексии нужно говорить громче, и начинать со школьной скамьи

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Фондом содействия людям с дислексией «Сила Слова» представляет результаты опроса россиян о проблеме дислексии.

Дислексия — это нейробиологическая особенность, сильно затрудняющая овладение навыками чтения и письма, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Специалистами эта особенность изучена довольно хорошо, но в обществе о ней знают мало, в том числе педагоги. Отчасти поэтому дислексия обросла стереотипами. Например, ее часто путают с ленью или невысокими умственными способностями. На самом же деле интеллект и когнитивные способности у дислексиков нормальные.

Февральский опрос ВЦИОМ показал, что осведомленность о дислексии в России оставляет желать лучшего. Восемь из десяти либо не знакомы с термином или слышали только само слово, либо имеют общее представление о данной проблеме. По собственным оценкам хорошо знают, что такое дислексия, лишь 17% россиян. Чаще это женщины (21% vs. 12% мужчин), те, кто, как правило, чаще работает в сфере образования, воспитания, чаще занимается обучением детей, а также молодые россияне (36% в группе 18-24 лет и 23% в группе 25-34 лет), те, кто рос в условиях, когда о дислексии стали больше знать и больше говорить.

Большинство респондентов, знакомых с понятием дислексии, в целом верно описывают ее проявления. Это перестановка и путаница букв, опечатки, глотание слогов, трудности с распознаванием текста на слух и при чтении, а также нарушения автоматизма при письме. Однако часть опрошенных ошибочно связывают дислексию с неспособностью концентрироваться, задержкой развития, маленьким словарным запасом.

С дислексией на практике сталкивались 29%[1] россиян, в том числе лично с ней столкнулись— 11%, что можно назвать довольно высоким показателем. Среди молодежи до 24 лет лично с ней сталкивались 15% vs. 10% в группе старше 60 лет; впрочем, это может объясняться ростом осведомленности о дислексии, а не только реальным ростом ее распространенности. В последние десятилетия стало больше внимания уделяться нейропсихологическим проблемам и особенностям, включая дислексию, а значит, люди стали лучше осознавать и идентифицировать их. Чем старше опрошенные, тем больше доля тех, кто никогда не сталкивался с дислексией (41% в группе 60+ и 25-26% среди 18-34-летних).

О помощи

Среди тех, кто лично сталкивался с дислексией, 38% отметили доступность помощи, а 31% сообщили, что их семья обращалась за поддержкой. В то же время среди тех, кто сталкивается с дислексией у своих детей или близких родственников, и доступность помощи (48%), и обращение за поддержкой (51%) встречаются чаще. Это может свидетельствовать о развитии более осознанного родительства и повышенной внимательности к нейропсихологическим особенностям детей. Те, кто решал проблему дислексии у ребенка или близкого человека, активнее использовали все доступные виды помощи: платную (26% vs. 14% среди самих дислектиков), бесплатную (22% vs. 13%) и информационную (27% vs. 12%). Видимо, родители стали более проактивными в поиске решений, более осведомленными о нейропсихологических особенностях и о том, как они могут влиять на развитие ребенка. При этом их собственные проблемы с дислексией могли оставаться без обращения за помощью; если так, получаем картину: с проблемами детей россияне за помощью обращаются охотнее, чем со своими собственными проблемами.

Исследование фиксирует достаточно высокие цифры относительно недоступности помощи (45%) и необращения за ней (57%) среди столкнувшихся с дислексией лично или в семье, то есть доступность помощи не гарантирует, что россияне обратятся за ней.

Последствия

Дислексия воспринимается скорее как специфическая тема, известная ограниченному числу людей, а уровень ее общественного осознания скорее низкий: 61% россиян предполагают, что о ней знает лишь небольшая часть людей, 24% — что практически никто. Но в то же время абсолютное большинство признают сильное влияние дислексии как на жизнь в детстве, так и на жизнь во взрослом возрасте (83% и 73% соответственно), особенно те, кто сам хорошо знаком с дислексией. Иными словами, россияне признают и влиятельность явления на судьбы людей, и то, что общество о нем остается в неведении.

По мнению россиян, основные последствия дислексии у детей — образовательные и психоэмоциональные проблемы. Респонденты упоминают такие трудности, как отставание в учебе, снижение самооценки и мотивации, а также буллинг. Это связано с тем, что система образования традиционно ориентирована на среднего ученика и не приспособлена к работе с детьми с нейропсихологическими особенностями, такими как дислексия, что приводит к неуспехам в учебе и, как следствие, к негативным психоэмоциональным последствиям. Многие указывают на трудности с социальной адаптацией и негативное влияние на трудоустройство в будущем. Довольно распространено и мнение о влиянии дислексии на развитие негативного поведения.

С тем, что последствия дислексии наблюдаются и во взрослом возрасте, согласны почти все опрошенные. Чаще всего они связывают их с трудностями в профессиональной деятельности, карьере, а также обучении и решении бытовых задач. Значимая часть ответов касалась психоэмоциональных проблем, стрессов, сложностей во взаимоотношениях с окружающими («клеймо неуспешности»).

Опыт дислексии через призму трудностей

Сами дислексики или знакомые с ней через семью и окружение на первое место в перечне трудностей ставят проблемы с обучением (71%). Этот вариант лидирует с большим отрывом, так как главной трудностью при дислексии является обработка письменной информации, что влияет на обучение в учебных заведениях и на дальнейшую работу, особенно если она связана с умственным трудом.

Следующая по значимости проблема — нехватка специализированной помощи. Она обходит психоэмоциональные проблемы, трудности в социальной адаптации и проблемы, связанные с получением профессии и работой. Эта оценка показывает, что в России инфраструктура для помощи с дислексией малозаметна для нуждающихся.

Дислексия в школе

О непростом положении детей с дислексией говорят следующие данные: почти половина родителей школьников считают, что детей с трудностями в обучении, такими как дислексия, будут воспринимать как ленивых или хулиганов. Когда ребенок не успевает за темпом учебы, его поведение воспринимается как негативное, и часто невидимые проблемы, такие как дислексия, не учитываются, что приводит к неверному оцениванию ребенка. Это также подтверждает стереотип: общество склонно связывать трудности в обучении с отсутствием усилий или нарушениями в поведении. Из-за этого дети с дислексией не получают должного понимания и поддержки, что усиливает психоэмоциональное давление на них.

У опрошенных также не нашлось консенсуса о предоставлении дополнительной помощи и поддержки таким детям, мнения разделились поровну: одни считают, что она будет, другие — что нет. По-видимому, четкой политики в учебных заведениях на этот счет не прослеживается, к тому же в большинстве школ попросту может не быть специалистов, способных работать с детьми с дислексией. В то же время тезис о том, что таких детей будут воспринимать как обычных учеников, которым просто нужно больше времени и внимания, разделяют шесть из десяти, но почти треть не согласны с ним.

Родители, которые столкнулись с дислексией в семье или в круге близких, чаще негативно оценивают возможную помощь детям. Они уверены, что такой ребенок, скорее всего, не получит поддержку и будет восприниматься как ленивый или хулиган. Вероятно, это результат личного опыта. Эмоциональное восприятие этой проблемы родителями, столкнувшимися с ней, отражает их разочарование в образовательной системе и отсутствие реальной поддержки для таких детей.

Обозначенные тенденции характерны и в отношении взаимодействия ребенка с дислексией с одноклассниками. И родители школьников в целом, и родители, столкнувшиеся с дислексией, сошлись во мнении, что ребенок может стать объектом травли, ему будет приписано негативное поведение, и вряд ли сверстники будут готовы оказать ему помощь. При этом родители с опытом дислексии чаще говорили о том, что такого ребенка скорее не будут воспринимать как обычного ученика, которому просто нужно больше времени для освоения некоторых учебных задач.

Помогать? Надо!

Российское общество в целом осознает важность поддержки детей с дислексией в образовательном процессе и поддерживает необходимость специализированной помощи. Девять из десяти, независимо от того, сталкивались ли они или их близкие с дислексией или нет, уверены: в школах должна быть образовательная поддержка для детей с дислексией (92%), важно, чтобы такие дети получали необходимое внимание и участие (89%), а учителя умели распознавать дислексию (95%). Семь из десяти опрошенных также говорят о важности обсуждения проблемы дислексии на общественном уровне (70%), чаще эту идею поддерживают женщины и молодежь, а также те, кто сталкивался с дислексией или информирован о ней.

Таким образом, российское общество демонстрирует высокую степень поддержки инициатив, направленных на улучшение условий для детей с дислексией, что подтверждает потребность в системной образовательной и социальной поддержке таких детей.

Подводя итог

Дислексия в России остается малоизвестной проблемой и воспринимается через призму стереотипов. Большинство людей с дислексией сталкиваются с трудностями при обращении за помощью. Для детей с дислексией часто отсутствует необходимая поддержка в образовательных учреждениях, что может приводить к психоэмоциональным проблемам и социальным трудностям. Общество в целом поддерживает идею о необходимости специализированной помощи и образовательной поддержки для таких детей, однако для достижения реальных изменений требуется усиленная работа в сфере образования и популяризации проблемы.

Ключевые тренды

  1. Низкая осведомленность о дислексии: большинство россиян не знают, что такое дислексия, или имеют лишь поверхностное представление о ней.
  2. Дислексия становится более узнаваемой: чем моложе россияне, тем чаще они лично сталкиваются с дислексией, что может быть связано в том числе с увеличением осведомленности о проблеме, идентифицировать дислексию становится проще.
  3. Недоступность помощи: в обществе преобладает мнение, что помощь людям с дислексией остается недоступной.
  4. Трудности в образовательной системе: преобладает мнение, что дети с дислексией сталкиваются с непониманием в школах. Это приводит к снижению мотивации к обучению, травле и социальной дезадаптации.
  5. Осознанное родительство: родители детей с дислексией проактивны в поиске помощи и поддержки для своих детей и активно используют доступные ресурсы.
  6. Поддержка в обществе: абсолютное большинство россиян поддерживают необходимость образовательной поддержки детей с дислексией в школах и считают важным, чтобы учителя умели распознавать эту проблему.

Автор: Татьяна Смак, источник: ВЦИОМ
Фото на обложке: freepik

Три через четыре. Ученые сделали шокирующий вывод: эффективнее реже ограничивать себя в еде
Источник белка. В Тунисе нашли оригинальную альтернативу мясу