Точность в нейрохирургии. Контрастный агент для визуализации опухолей мозга

Ученые из Красноярска совместно с коллегами создали уникальный контрастный агент на основе аптамеров для точной интраоперационной визуализации опухолей головного мозга. Разработка имеет потенциал для улучшения резекции глиом, что поможет повысить точность операций и снизить вероятность рецидивов.

Глиома — злокачественная опухоль мозга, которая проникает в здоровые ткани, что осложняет её полное удаление. Исследователи разработали новый агент под названием IR-Glint, который отличается высокой специфичностью к опухолевым клеткам. Контрастный агент помогает визуализировать границы опухоли, что важно для успешной резекции. Использование световых меток позволяет хирургу точно определить, где находятся опухолевые клетки, избегая ошибок, связанных с воспалением или отеком тканей.

Аптамеры, использованные в агенте, являются синтетическими аналогами антител, но имеют несколько важных преимуществ: их легче и дешевле производить, они обладают высокой проникноваемостью в ткани и низкой токсичностью. Это делает их идеальными для использования в хирургии, особенно для удаления опухолей мозга. Красноярские ученые смогли уменьшить размер аптамеров, что повысило их эффективность и снизило стоимость их производства.

«Мы впервые разработали контрастный агент на основе ДНК-аптамеров для интраоперационной визуализации глиомы. Он быстро выводится из организма и не вызывает токсических эффектов».

Анна Кичкайло, доктор биологических наук

Эксперименты на животных показали высокую избирательность агента к глиомам и его способность эффективно подсвечивать опухолевые клетки, при этом не накапливаясь в здоровых тканях. Это обеспечивает яркое и контрастное изображение, что особенно важно при сложных операциях на мозге. Агент может применяться как внутривенно, так и непосредственно во время операции, что позволяет снизить дозировки и уменьшить побочные эффекты.

Данная разработка уже привлекла внимание фармацевтической компании «Р-ФАРМ», которая планирует внедрение препарата в клиническую практику. В настоящее время IR-Glint проходит доклинические испытания, и результаты указывают на его значительный потенциал для дальнейшего применения в нейрохирургии.

Источник: служба научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН»