Как опухоли противостоят химиотерапии. Российские ученые изучили метаболизм раковых клеток

Ученые МГУ провели исследование, в ходе которого проанализировали метаболические изменения в опухолевых клетках, устойчивых к химиопрепарату Цисплатину. Работа показала, что эти изменения способствуют выживанию клеток даже в условиях генотоксического стресса, создаваемого препаратом. Результаты исследования опубликованы в журнале Cancers.

Исследовательская группа факультета фундаментальной медицины совместно с коллегами с физического факультета МГУ изучила, как опухолевые клетки различных типов адаптируются к действию Цисплатина. Устойчивость к химиопрепарату приводит к изменению метаболизма глюкозы, аминокислот и липидов. Например, одни клетки переходят на гликолитическое окисление, а другие усиливают окислительное фосфорилирование, что позволяет клеткам избегать программируемой гибели.

"Изменения метаболизма помогают клеткам "ускользать" от запуска программируемой гибели, делая их более зависимыми от глутамина"

Мария Япрынцева, аспирант ФФМ МГУ

Кроме того, исследователи выявили, что устойчивые клетки активно используют глутамин для синтеза глутатиона, который защищает их от окислительного стресса и подавляет ферроптоз — один из механизмов клеточной гибели. Это открытие подчеркивает важность изучения биомаркеров, связанных с устойчивостью к Цисплатину, что может помочь в разработке комбинированных терапий для преодоления лекарственной резистентности.

"Наша работа показывает, как опухолевые клетки адаптируются и нейтрализуют цитотоксическое действие Цисплатина"

Николай Первушин, научный сотрудник ФФМ МГУ

Идентификация биомаркеров, связанных с устойчивостью к химиопрепарату, может стать ключом к созданию новых методов лечения для повышения эффективности терапии онкологических заболеваний.

Источник: пресс-служба МГУ