Химия

Химия против рака. Как береста может стать основой для новых противоопухолевых препаратов

Сотрудники Института технической химии УрО РАН совместно с биологами из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН впервые показали возможность использования полусинтетических производных природного соединения бетулина для предотвращения восстановления раковых клеток после химиотерапии.

Фуранотритерпеноиды, к которым относится бетулин, привлекли внимание медицинских химиков благодаря своим противоопухолевым, противовирусным и антибактериальным свойствам. Однако доступность этих соединений ограничена, так как их основные источники — морские организмы и тропические растения. Это стимулирует ученых искать новые пути синтеза таких веществ.

Химики из Института технической химии УрО РАН разработали метод получения фуранотритерпеноидов из бетулина, который содержится в бересте березы. Исследователи из ИХБФМ СО РАН установили, что эти соединения способны эффективно ингибировать фермент тирозил-ДНК-фосфодиэстеразу, отвечающий за восстановление повреждений ДНК раковых клеток, вызванных химиотерапией.

Этот фермент рассматривается как перспективная молекулярная мишень для создания новых противоопухолевых препаратов.

Геннадий Красников об экспертизе учебников. Как это укрепит систему образования