Для

Для борьбы с раковыми клетками. Исследователи доказали пользу тайской лечебной травы

В НИТУ МИСИС с помощью уникального микроскопа доказали предположение ученых университетов Таиланда — Сринакхаринвирот и Махидол — что тайский травяной сбор бенджа-уммарит вызывает гибель раковых клеток. Исследование открывает новые возможности в разработке более эффективных лекарств для борьбы с раком печени.

Хотя МИСИС не медицинский вуз, передовое оборудование Института биомедицинской инженерии позволяет нам проводить наукоемкие исследования для специалистов, которые разрабатывают новые лекарства и методы лечения. Доказать эффективность воздействия бенджа-уммарита на модели опухолевых клеток, мы смогли с помощью единственной в России уникальной научной установки "Сканирующий ион-проводящий микроскоп с конфокальным модулем.

• Александр Ерофеев, кандидат физико-математических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией биофизики НИТУ МИСИС

Бенджа-уммарит часто назначается тайскими врачами, практикующими традиционные методы медицины, как вспомогательная терапия для лечения рака печени, желчных протоков или толстой кишки. В научной литературе встречаются исследования, сообщающие о разрушительном воздействии травяного сбора на опухолевые клетки как in vitro, так и in vivo.

Гепатоцеллюлярная карцинома (ГЦК) является наиболее распространенным типом рака печени. Сорафениб — один из наиболее широко используемых препаратов для лечения поздней стадии ГЦК, однако он увеличивает общую выживаемость менее чем на 3 месяца. Проблема в том, что за время приема лекарства в организме пациента развивается устойчивость к апоптозу — процессу гибели раковых клеток, на котором основано действие препарата.

Снизить резистентность к лекарству может ферроптоз — регулируемая гибель клеток, основанная на накоплении в них железа и активных форм кислорода. Это приводит к окислению липидов — группы веществ, обеспечивающих энергию, а затем и к нарушению их целостности. Бенджа-уммарит как раз запускает такой процесс.

• Никита Савин, инженер научно-исследовательской лаборатории биофизики НИТУ МИСИС

Ученые исследовали механизм гибели раковых клеток и обнаружили, что в процессе разрушения изменяется их морфология, а уровень активных форм кислорода в них увеличивается. Таким образом, удалось доказать, что бенджа-уммарит обладает полезными свойствами. Подробности исследования описаны в научном журнале Journal of Ethnopharmacology (Q1).

Исследование выполнено в рамках федерального проекта «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» национального проекта «Наука и университеты» (№075-15-2022-264).

Фото на обложке: МИСИС