Обнаружен новый биомаркер. Прогноз метастазов при раке молочной железы

Ученые НИИ онкологии Томского НИМЦ обнаружили популяцию клеток неизвестного происхождения в периферической крови пациентов с раком молочной железы. Эта находка позволяет эффективно прогнозировать развитие отдаленных метастазов, что открывает новые возможности в лечении данного заболевания.

В исследовании, направленном на изучение циркулирующих опухолевых клеток при раке молочной железы, ученые применяли метод проточной цитометрии. Этот метод позволил оценить моно- и ко-экспрессию эпителиальных маркеров EpCAM и цитокератин 7/8 (CK7/8), что расширило спектр изучаемых опухолевых клеток. В каждой из субпопуляций клеток была проанализирована активность маркеров, связанных с агрессивностью опухоли, таких как CD24, CD44 и N-кадгерин.

«В процессе исследования неожиданно нами была обнаружена новая популяция CD24+ циркулирующих клеток, количество которых было повышено как у пациентов с уже имеющимися метастазами, так и у пациентов с метастазами, возникшими в период наблюдения».

Владимир Перельмутер, руководитель междисциплинарного научного коллектива, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник отделения общей и молекулярной патологии НИИ онкологии Томского НИМЦ

Исследователи определили фенотип выявленных клеток и установили пороговое значение — 218,3 клеток на 1 мл крови. Обнаружение клеток с таким фенотипом выше порогового уровня до начала лечения предсказывало 12-кратное увеличение риска метастазов и трехкратное снижение безметастатической выживаемости в течение 5 лет наблюдения.

Происхождение этой новой популяции клеток остается неясным и является основным направлением текущих исследований. Исследователи предполагают, что новая популяция CD24+ циркулирующих клеток может представлять собой либо специфический тип опухолевых клеток, либо незрелые клетки костномозгового происхождения.

«Обнаруженные новые циркулирующие клетки могут рассматриваться как потенциальные мишени для разработки терапевтических схем с целью профилактики гематогенного метастазирования».

Евгения Григорьева, старший научный сотрудник лаборатории молекулярной терапии рака НИИ онкологии Томского НИМЦ

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда № 23-15-00135. Лаборатория молекулярной терапии рака является одной из молодежных лабораторий по направлению «новая медицина», открытых в Томском НИМЦ в рамках Нацпроекта «Наука и университеты».