Тесная связь. Ученые выяснили, как внутренняя структура университетов влияет на их эффективность
Существует тесная связь между управленческими практиками в университетах и уровнем их эффективности. Оптимальная стратегия различается по типам вуза: то, что полезно исследовательским, может не подойти учебно-ориентированным заведениям. Об этом заявляет международная команда ученых в статье, опубликованной в International Transactions in Operational Research.
Исследование, проведенное международной командой ученых, выявило, что управленческие практики оказывают значительное влияние на эффективность университетов.
Мы попытались заглянуть внутрь ‘черного ящика’ университетского управления и понять, какие рычаги позволяют повысить отдачу от ресурсов.
- Дарья Платонова, старший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Анализ данных 217 российских университетов показал, что для исследовательских вузов оптимальными управленческими практиками являются большая автономия факультетов и значительные инвестиции в административную поддержку. В противоположность этому, учебно-ориентированные заведения могут повысить свою эффективность, централизовав некоторые функции, например, коммуникации с абитуриентами и их родителями, что позволит разгрузить преподавателей и сфокусироваться на учебном процессе.
Примечательно, что ученые также обнаружили нелинейную зависимость между долей административных расходов и эффективностью университетов. Как подчеркивают авторы, необходима «золотая середина» в инвестициях в управленческий аппарат, так как отклонения от оптимального уровня в любую сторону могут снижать общую результативность.
Исследование основано на современном методе условной эффективности (conditional efficiency). Этот метод позволяет учитывать влияние различных внутренних и внешних факторов на эффективность университетов, хотя и не устанавливает прямые причинно-следственные связи.
Это не означает, что университет должен неукоснительно следовать этим рекомендациям. Однако для регулятора они могут быть полезны при распределении ресурсов и разработке стимулов для вузов.
- Павел Серебренников, младший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ