Повысить научную грамотность. Просветительская акция “Открытая лабораторная” сохранит формат и станет более массовой

Повысить научную грамотность. Просветительская акция “Открытая лабораторная” сохранит формат и станет более массовой

В павильоне «АТОМ» на ВДНХ прошёл стратегический семинар по обсуждению всероссийской акции по проверке научной грамотности «Открытая лабораторная». На семинар в очном и онлайн-форматах собрались федеральные и региональные координаторы мероприятия, составители вопросов, партнёры акции, представители Фонда «АТОМ».

Участники поделились своим видением развития и масштабирования проекта. Следующая «Открытая лабораторная» пройдёт 9 ноября 2024 года и будет, как и в 2023-м, приурочена к Всемирному дню науки за мир и развитие. Состоится и серия предваряющих акцию мероприятий, которые вовлекут в проект одарённую молодёжь.

«Открытая лабораторная» возродилась в 2023 году. Её проведение было поддержано Фондом содействия развитию научных, просветительских и коммуникационных инициатив «АТОМ». Организацией мероприятия занялось сообщество российских научных коммуникаторов и популяризаторов науки. Акция прошла в 31 городе и населённом пункте страны, в том числе в 9 городах-миллионниках, и собрала на 116 площадках около 6000 участников. У онлайн-трансляции с центральной площадки акции, павильона «АТОМ» на ВДНХ, где ведущим был известный популяризатор науки Алексей Иванченко, было 25000 просмотров.

В начале семинара федеральный координатор акции, член комиссии РАН по популяризации науки Егор Задереев кратко рассказал об её истории и подвёл итоги мероприятия прошлого года. «Открытая лабораторная» была запущена в 2017 году. Изначально акция проходила раз в год и была приурочена к Дню российской науки. Уже в 2019 году акция стала всесезонной. Пандемия коронавируса в 2020 году поставила проект на паузу.

Егор Задереев отметил отличительные особенности «Открытой лабораторной», важные для её позиционирования. В России ежемесячно проходят несколько акций по проверке различной грамотности — от географической до казачьей, организаторы которых вдохновились успехом “Тотального диктанта”. Учитывая это, подобным активностям крайне важно сохранять идентичность.

Одна из основных фишек «Открытой лабораторной» — разбор заданий в виде научно-популярной лекции непосредственно после того, как участники ответят на вопросы. По сути, это основная часть просветительской акции. Одно из обязательных условий, которое в каком-то смысле ограничивает возможности масштабирования акции, — участие в качестве ведущего-завлаба учёного или популяризатора науки. Также фирменной чертой «Лабы» стала креативная раздаточная и сувенирная продукция. Эти особенности, с одной стороны, делают акцию более дорогой и менее масштабной: например, сложно найти учёного или популяризатора науки в далёком селе, а с другой — повышают её качество и способствуют вовлечённости участников в процесс.

При этом мероприятие 2023 года показало и способы преодоления ряда ограничений. Так, для удалённых населённых пунктов, где своего учёного нет, а добираться специальному ведущему далеко и накладно, хорошо работает формат видеомоста. Участники на площадке получают оригинальные раздаточные материалы и точно так же, как и, например, жители мегаполиса, чувствуют причастность к федеральной акции. Разбор заданий при этом проходит в режиме онлайн-трансляции. В результате в далёком селе ведущим может стать известный учёный.

«По опыту проведения акции в Новосибирске у нас сложилось впечатление, что после пандемии и различных форматов популяризации науки онлайн, интерес к оффлайн-событиям значительно возрос, — рассказала координатор “Открытой лабораторной” в Новосибирске, начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН Юлия Позднякова. — На мой взгляд, “Открытая лабораторная” помогает не только проверить научную грамотность и повысить ее, но и служит катализатором построения комьюнити людей, интересующихся и увлекающихся наукой, причем это как локальные сообщества, например в рамках одного города, так и более масштабное — в пределах всей страны, ведь акция всероссийская. Я думаю, что это хороший инструмент популяризации науки и привлечения в нее молодежи».

  • Юлия Позднякова, координатор “Открытой лабораторной” в Новосибирске, начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН

Генеральный директор Фонда «АТОМ» Мария Уварова отметила, что для развития акции крайне важно найти формы «непрерывной работы». Она предложила использовать для этого летние лагеря и выездные школы для талантливых школьников или другие подобные мероприятия. Это не отменяет наличие единого дня акции «по проверке научной грамотности», но позволяет поддерживать интерес и охватывать созданными материалами большее количество участников. Вопросы акции, их упаковка в «Журнал лаборанта» и ответы на них — это уникальный научно-популярный ресурс, разработанный с участием лучших научных журналистов и учёных страны. Значит, его нужно использовать не только в день проведения всероссийской «Открытой лабораторной», но и на протяжении всего года, до разработки следующего опросника.

Участники семинара также обсудили форматы сотрудничества с сетевыми федеральными популяризаторскими проектами и потенциальными партнёрами проекта. Начальник отдела по связям с общественностью Российского научного фонда Мария Михалева отметила, что РНФ был партнёром практически всех «Открытых лабораторных». У Российского научного фонда, крупнейшего фонда, поддерживающего научные исследования в стране, популяризация науки находится в приоритете. Акция позволяет учёным наладить контакт с публикой и реализовать просветительскую функцию. Основатель и руководитель лектория «Курилка Гуттенберга» Роман Переборщиков отметил, что лекторий с его списком городов-участников и пулом лекторов-популяризаторов может стать одной из сетевых площадок «Открытой лабораторной».

Есть две основные цели при проведении подобных акций. Увлечённость количеством участников, выход на миллионные охваты — и сохранение высокого качества. Понятно, что в идеале все стремятся реализовать обе цели. В реальности чаще всего с увеличением количества участников страдает качество — в первую очередь в контексте снижения их вовлечённости в процесс. При этом для увеличения количества часто используется административный ресурс или другие формы привлечения участников. По нашему мнению, для популяризации науки крайне важно сохранять высокое качество как раздаточных, так и объясняющих материалов, организаторов, ведущих. Поэтому при органическом росте числа участников „Лабы“, особое внимание будет уделяться сохранению качества — привлечению на площадки в качестве ведущих учёных или популяризаторов науки, верификации и научной строгости вопросов и разъясняющих материалов, оригинальности визуального стиля акции.

  • Егор Задереев, федеральный координатор «Открытой лабораторной»

Фото: организаторы акции

Формируя будущее. В Казани стартовал Второй международный форум министров образования
Вручение Государственных премий. Церемония награждения ученых состоится 12 июня в Кремле