Неформальное

Неформальное образование. Две трети педагогов в России повышают свою квалификацию

Более 75% российских педагогов повышают свою квалификацию в системе неформального образования

Более 75% педагогических работников в Российской Федерации вовлечены в образовательные мероприятия неформального профессионального развития, показало совместное исследование Российской академии образования и Общероссийского Профсоюза образования.

Участниками исследования стали 24 698 педагогов со всей нашей страны, среди которых учителя (более 42%), воспитатели (почти 26%), преподаватели (почти 10%), педагоги-психологи, логопеды, методисты, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

Одной из важнейших уставных задач РАО как государственной академии наук является обобщение и распространение прогрессивного отечественного опыта развития образования. Учитель продолжает учиться и узнавать что-то новое на протяжении всей своей жизни. Поэтому нам так важно было узнать, по каким причинам наши педагоги выбирают то или иное направление своего профессионального развития, какие темы наиболее востребованы и почему. Понимание этих причин будет способствовать развитию всего педагогического образования.

Ольга Васильева, президент Российской академии образования, академик РАО 

Общероссийский Профсоюз образования был активным участником исследования, содействуя в его проведении, так как также заинтересован в совершенствовании процессов непрерывного профессионального развития педагогов. Отрадно, что в ходе исследования мы смогли напрямую узнать от коллег о том, что дает им участие в программах неформального дополнительного профессионального образования, какие форматы им наиболее интересны, какие темы значимы. Знание этих особенностей поможет и Профсоюзу в проведении наших корпоративных образовательных программ.

Галина Меркулова Председатель Общероссийского Профсоюза образования 

Участники исследования отметили, что наибольший интерес у них вызывают одноразовые или краткосрочные форматы обучения – онлайн-конференции и семинары (74%), посещение открытых уроков коллег и взаимообучение (почти 64%), семинары методического объединения предметников в своей организации (почти 60%) и другие форматы.

Интересны цели, к которым стремятся участники: совершенствование знаний и умений в своей профессиональной деятельности – 73,3%, познание нового – 66,3%, личностное (общее) развитие – 65,5%, необходимость соответствовать новым требованиям жизни, адаптироваться к новым условиям – 47,3%, повышение своего авторитета на работе – 39,3%, обеспечение возможностей дополнительного заработка, повышение заработной платы на работе – 30,8%, подготовка к смене профессии/специальности – 13,3%. Также почти четверть опрошенных (24,1%) отметили, что начали обучение за компанию с коллегами.

Среди причин выбора той или иной образовательной программы участники опроса выделяют:

·                   * 67% – возможность познакомиться с педагогическими идеями и материалами значимых в профессии коллег, специалистов, экспертов

·                   * 63,8% – возможность целенаправленно изучить/освоить нужное профессиональное умение или компетенцию

·                   * 62,8% – удобство онлайн (дистанционного) формата обучения

·                   * 58,5% – отсутствие необходимости прерывать трудовую деятельность

·                   * 54,9% – возможность самостоятельно определять сроки и темп своего обучения 

·                   * 51,9% – отсутствие внешнего принуждения и учебного стресса

·                   * 51,7% – финансовую экономию

·                   * 49,8% – возможность делать перерывы и откладывать во времени свое обучение

·                   * 39,9% – отсутствие форм контроля результатов обучения

·                   * 30,8% – возможность смены профессиональной траектории.

Среди самых предпочтительных тем – направления, связанные с развитием конкретных педагогических техник: приемы работы в классах/группах, разнородных по уровню способностей и подготовки обучающихся (56,2%), приемы развития у обучающихся каких-либо умений (52,5%), практики оценивания обучающихся (50,7%) и другие. Наименее востребованы программы по личностному развитию педагогов: например, практики и методы сохранения педагогом физического здоровья (31,1%), практики и методы стрессоустойчивости и способы сохранения педагогом психологического здоровья (20,9%).

53,6% участников исследования отметили, что проходили программы неформального образования бесплатно, 36,5% – платили из личных средств. Чаще всего из личных средств свое непрерывное профессиональное развитие оплачивают педагоги дополнительного образования – 39%, учителя – 37,9%, воспитатели – 36,4%, преподаватели (СПО и вузов) – 31,1%.

Анкетирование также показало, более половины опрошенных отмечают положительное влияние мероприятий неформального образования на результативность своей педагогической деятельности.

Исследование проведено Лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров, созданной РАО в партнерстве с Профсоюзом образования, под руководством заведующего Лабораторией, научного руководителя Учебного центра Профсоюза Раиса Рамазановича Загидуллина и научным руководством члена-корреспондента РАО Александра Ильича Савенкова.

Справочно: под термином "non-formal education", которое было переведено на русский язык как «неформальное образование», понимается обучение, которое осуществляется вне формальной системы образования, но имеет определенную структуру и порядок.

Источник: РАО

Фото на обложке: freepik

Почвенное дыхание. Микроорганизмы в арктических городах дышат активнее загородных
Новейшие результаты. Обобщены мировые достижения в области молекулярного моделирования ДНК и работы генома