Если от звука детского плача вы ощущаете неловкость, это не обман чувств. Недавнее исследование продемонстрировало, что младенческий плач, и особенно сигнализирующий о сильной боли, вызывает приток крови к лицу у взрослых, словно подталкивая к оказанию помощи, пишет Guardian.
Крики младенцев в некотором роде созданы для того, чтобы вызывать сильные эмоции. Лишенные речи, крохи таким образом привлекают внимание родителей. Звуки, издаваемые ребенком, испытывающим острую боль, акустически более беспорядочны, чем плач, свидетельствующий о незначительном дискомфорте.
Специфика крика боли отличается: младенец интенсивно сокращает мышцы груди, проталкивая воздух через голосовые связки под высоким давлением, создавая изменяющиеся тона и негармоничные звуки, известные специалистам как «нелинейные явления» (НЛП).
Биоакустик Лени Лего и коллеги из Университета Жана Монне утверждают, что НЛП является надежным индикатором уровня стресса или боли, выражаемой ребенком. Результаты их работы указывают на то, что уровень НЛП в плаче влияет на динамику температурной реакции лица слушателей, независимо от их пола.
Люди, ухаживающие за детьми, в большинстве случаев способны отличить плач, вызванный обычным дискомфортом, от криков, сигнализирующих о серьезной боли, но механизм этой когнитивной способности до конца не изучен.
Группа ученых из французских университетов решила выяснить, как эти звуки подсознательно воздействуют на нервную систему взрослых и какие физиологические изменения вызывают.
В эксперименте приняли участие 41 человек (21 мужчина и 20 женщин, средний возраст 35 лет), которые прослушивали 23 аудиозаписи плача 16 младенцев, испытывающих либо легкий дискомфорт во время купания, либо боль от инъекции.
С помощью тепловизора фиксировались изменения температуры лица участников во время прослушивания. Повышение температуры свидетельствует о реакции автономной нервной системы, контролирующей такие внутренние процессы, как сердцебиение и дыхание.
После прослушивания участники оценивали услышанные звуки как дискомфорт или боль.
«Изменения температуры лица слушателя, маркера автономной эмоциональной реакции, отражают боль, выражаемую плачем ребенка», — пишут авторы работы.
Крик с высоким уровнем НЛП вызывал более выраженную реакцию покраснения лица, что говорит о большей эффективности таких звуков в привлечении внимания на физиологическом уровне.
Эта реакция наблюдалась одинаково как у мужчин, так и у женщин, подтверждая предыдущие выводы о способности обоих полов определять боль в плаче ребенка.
Авторы отмечают, что исследование носит предварительный характер и поднимает вопросы, требующие дальнейшего изучения. В частности, участники эксперимента имели небольшой опыт общения с младенцами, и результаты могут отличаться для опытных родителей.
Результаты работы опубликованы в Journal of the Royal Society Interface.
Изображение: лицо взрослого человека, который слушает плач младенца, на тепловизионном снимке. Источник: theguardian.com


