Немецкие нейробиологи обнаружили, что чтение «про себя» и вслух активирует в мозге разные сети, включая области, отвечающие за слух, движение и когнитивную координацию. Это открытие позволяет по-новому взглянуть на механизмы обработки письменной речи и может лечь в основу новых подходов к диагностике нарушений чтения.
Исследование учёных из Института когнитивных и мозговых наук Макса Планка основано на метаанализе более 150 научных работ с участием добровольцев, которые читали тексты различной сложности и структуры — от отдельных букв и псевдослов до предложений. Активность их мозга отслеживалась с помощью функциональной МРТ.
«Чтение букв активирует лишь небольшой участок, тогда как целые слова и предложения задействуют обширные области, включая зрительную, слуховую и языковую кору»
– Авторы исследования, Neuroscience & Biobehavioral Reviews
Ученые выявили, что при чтении вслух включаются зоны, связанные с моторикой и слуховым восприятием, тогда как молчаливое чтение задействует области, обеспечивающие взаимодействие между разными когнитивными функциями. Например, при обработке бессмысленных наборов букв (псевдослов) активизируются структуры, вовлечённые в принятие решений и распознавание смыслов.
Особую роль играет левая орбитофронтальная кора, мозжечок и височная кора, активные при внутреннем проговаривании слов. Понимание этих различий может помочь в создании новых инструментов для коррекции нарушений речи, чтения и обучения у детей и взрослых.
Источник: Neuroscience & Biobehavioral Reviews


