Ресвератрол

Ресвератрол против тревожности. Как природное вещество помогает бороться со стрессом

Российские биологи выяснили, что ресвератрол — природное соединение, содержащееся в кожуре винограда и других плодов, — эффективно восстанавливает молекулярные связи между мозгом и печенью у крыс, подвергнутых стрессу. Это вещество помогает снизить уровень тревожности, что делает его перспективным для использования в терапии тревожных расстройств.

Хронический стресс и посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) часто приводят к повышенной тревожности, которая сопровождается нарушением сна, раздражительностью и снижением концентрации. Современные методы лечения тревожных расстройств требуют длительного применения и не всегда эффективны, так как воздействуют на отдельные молекулярные пути, участвующие в формировании тревожных состояний. Исследователи обратили внимание на ресвератрол — натуральное вещество, уже известное своими антиоксидантными, противовоспалительными и противоопухолевыми свойствами.

Учёные из Южно-Уральского государственного университета изучили влияние ресвератрола на крыс, которые подвергались хроническому стрессу. В эксперименте использовались три группы животных: одна получала плацебо, вторая подвергалась стрессу, а третья — стрессу с предварительным введением ресвератрола. Стресс моделировался с помощью воздействия запаха хищника, что для крыс является значительным стрессовым фактором.

После 10 дней эксперимента крыс тестировали на уровне тревожности, помещая их в специальный лабиринт. Животные, подвергшиеся стрессу без лечения, проводили значительно меньше времени на открытых участках лабиринта, что указывало на высокий уровень тревоги. Однако крысы, получавшие ресвератрол, проявляли заметно меньше признаков тревожности.

«Ресвератрол уменьшил воспалительные процессы и окислительный стресс в печени, нормализовал работу фермента, участвующего в выработке гормонов стресса, что защитило нервные клетки от избыточного воздействия гормонов».

Вадим Цейликман, доктор биологических наук, профессор Южно-Уральского государственного университета

Дополнительно ученые исследовали активность фермента 11β-HSD-1 в печени и интенсивность окислительных процессов. У крыс, подвергшихся стрессу, без лечения активность этого фермента была более чем в два раза выше, чем у контрольной группы. Прием ресвератрола снизил этот показатель до нормы, что привело к уменьшению окислительного стресса и снижению уровня гормонов стресса в крови.

Таким образом, ресвератрол показал свою эффективность в борьбе с тревожными состояниями у крыс и может быть использован в будущем для лечения тревожных расстройств у людей.

Информация предоставлена пресс-службой Российского научного фонда