Российские и британские ученые выяснили, что стимуляция речевых зон мозга с помощью электродов значительно улучшает способность запоминать новые слова. Этот метод может ускорить восстановление речи у пациентов после инсультов и повысить когнитивные возможности здоровых людей. Эксперимент с участием 160 добровольцев подтвердил эффективность электростимуляции в процессе языкового научения.
За последние годы исследования показали, что управление активностью отдельных областей мозга с помощью электрической или магнитной стимуляции может влиять на поведение и мыслительные процессы. Такие методы уже применялись для снижения импульсивности и улучшения арифметических способностей. Теперь ученые решили проверить, можно ли таким же способом помочь человеку быстрее осваивать новые слова.
Для эксперимента была набрана группа добровольцев, которым предлагалось запомнить 16 вымышленных слов. Эти слова были составлены с учетом русского фонетического и ритмического строя и демонстрировались в разных контекстах, сопровождаясь иллюстрациями и подсказками.
«Нам удалось не только показать, что транскраниальная электростимуляция положительно влияет на процесс речевого научения, но и обнаружить оптимальные для такого научения режимы стимуляции.»
– Ольга Щербакова, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ
Результаты показали, что лучшего эффекта удавалось достичь при анодной стимуляции зоны Брока и катодной стимуляции зоны Вернике — ключевых речевых центров мозга. Влияние этой стимуляции на запоминание оказалось значительным, что открывает новые перспективы для её применения.
Если положительные эффекты сохранятся на длительный срок, этот метод можно будет использовать не только для реабилитации пациентов с нарушениями речи, но и для улучшения когнитивных способностей у здоровых людей. Исследование даёт надежду на новые подходы в нейронауке, которые помогут справляться с последствиями инсультов и нейродегенеративных заболеваний.
Источник: пресс-служба НИУ ВШЭ.