Формируется в подростковом возрасте. Ученые нашли область мозга, отвечающую за появление прокрастинации

Формируется в подростковом возрасте. Ученые нашли область мозга, отвечающую за появление прокрастинации

Прокрастинация — склонность к неоправданному откладыванию или затягиванию задач, даже если это повлечет за собой негативные последствия, — является распространенным явлением среди многих людей. Хотя периодическое откладывание или затягивание обременительных задач не обязательно является проблемой, серьезная и длительная прокрастинация тесно связана с некоторыми нейропсихиатрическими расстройствами, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и тревожные расстройства.


Выявление закономерностей в структуре мозга и генетических факторов, связанных с прокрастинацией, может помочь достоверно обнаружить эту склонность откладывать задачи у людей, страдающих этим расстройством. Это, в свою очередь, может способствовать разработке профилактических стратегий или вмешательств, направленных на борьбу с прокрастинацией на ранней стадии, до того, как она усугубит другие скрытые психические расстройства.

Исследователи из Китайской академии наук и других институтов Китая недавно провели исследование, направленное на изучение биологических и генетических корней прокрастинации. В их статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry , описываются специфические закономерности в структуре мозга в подростковом возрасте, которые связаны с прокрастинацией во взрослой жизни.

«Хотя общая прокрастинация распространена, психопатологическая прокрастинация, изнурительный фенотип, часто указывающий на субклинические психические расстройства, остается малоизученной с точки зрения ее нейробиологических основ», — написали Юаньюань Ху, Яньчэн Тан и их коллеги в своей статье. «Опровергая ее традиционную концептуализацию как простого поведенческого дефицита, мы исследовали нейрогенетическую архитектуру психопатологической прокрастинации».

В рамках своего исследования ученые собрали данные магнитно-резонансной томографии (МРТ) 71 пары подростков-близнецов. Восемь лет спустя они опросили тех же близнецов, оценив уровень их склонности к прокрастинации.
Изучение близнецов позволило им оценить, в какой степени прокрастинация зависит от генетики. Они обнаружили, что эта склонность откладывать или переносить задачи имеет умеренную наследуемость (h² = 0,47, 95% ДИ: 0,14–0,71). Проанализировав результаты сканирования мозга участников в зависимости от уровня их прокрастинации, они смогли выявить области мозга, которые развивались по-разному у подростков и которые через восемь лет будут демонстрировать выраженную склонность к прокрастинации.

«Используя нормативное моделирование морфологии мозга, мы обнаружили, что отклонения в нейроразвитии в подростковом возрасте, в частности в прилежащем ядре (NAcc), предсказывают психопатологическую прокрастинацию во взрослом возрасте», — написали авторы. «Что особенно важно, эти предсказательные отклонения в NAcc в подростковом возрасте продемонстрировали сильную общую генетическую основу с психопатологической прокрастинацией во взрослом возрасте (r g = 0,89, 95% CI: 0,89–1,00)».

Исследователи обнаружили, что у подростков, которые чаще склонны к прокрастинации в более позднем возрасте, наблюдались различия в прилежащем ядре (NAcc). Это подкорковая область мозга, известная своей ключевой ролью в процессах, связанных с вознаграждением, стремлением к удовольствию и мотивацией.

У участников, сообщивших о более высоком уровне прокрастинации во взрослом возрасте, Ху, Тан и их коллеги также выявили различия в системах передачи сигналов нейротрансмиттеров , в том числе в рецепторах, высвобождающих дофамин и серотонин. Наконец, они наблюдали экспрессию в их мозге специфических генов, связанных с транспортом молекул в мозге, воспалением и активацией иммунной системы.

«Помимо региональных эффектов, были выявлены специфические для психопатологической прокрастинации паттерны отклонений в головном мозге , которые показали нейробиологическое обогащение кортикальным функциональным градиентом и ключевыми дофаминергическими (DAT/D1) и серотонинергическими (5-HT рецепторами) нейромедиаторными системами», — написали авторы.

«Как поперечное, так и продольное транскриптомное объединение этих нейровизуализационных сигнатур с данными об экспрессии генов в головном мозге человека выявило значимые ассоциации с молекулярным транспортом, нейроиммунными реакциями и нейровоспалением, что дополнительно указывает на дисрегуляцию в серотонинергических и дофаминергических путях».

В целом, результаты этого недавнего исследования позволяют предположить, что психопатологическая прокрастинация частично обусловлена ​​биологическими и генетическими различиями. Дальнейшие исследования могли бы попытаться подтвердить наблюдения исследователей в других группах участников или пролить больше света на выявленные ими различия.

«В совокупности наши результаты описывают мультисистемную нейрогенетическую архитектуру психопатологической прокрастинации, предоставляя подтверждающие доказательства, которые переосмысливают этот изнурительный фенотип, превращая его из простой поведенческой проблемы в состояние с нейроразвитийными предпосылками, что потенциально позволяет рассматривать его как субклиническое расстройство головного мозга», — написали Ху, Тан и их коллеги.

В будущем наблюдения команды могут послужить основой для создания новых инструментов оценки риска того, что у конкретных людей возникнут проблемы с прокрастинацией во взрослом возрасте. Одновременно они могут вдохновить психотерапевтов и специалистов в области психического здоровья на разработку мер поддержки подростков, более склонных к прокрастинации.

Исследователи выяснили, как наш мозг реагирует на противоречивые дипфейки
Персонализированная нановакцина: с метастазами будут бороться сами раковые клетки