Несколько десятилетий назад в Китае нашли череп, принадлежавший «человеку, жившему миллион лет назад». А сейчас с помощью современных методов цифровой реконструкции ученые выяснили, что это останки так называемых денисовцев, загадочной ветви человечества, существовавшей параллельно с нами и неандертальцами. Подобные сенсации не редкость, как и их последующие развенчания. Как правило, подобные дутые сенсации – результат слишком поспешных выводов слишком нетерпеливых ученых. Однако истории науки известно и множество случаев, когда подобные «открытия» оказывались весьма искусными мистификациями. И сегодня мы расскажем о нескольких знаменитых историях, связанных с археологическими и палеонтологическими подделками.
Мотивы у мистификаторов бывают самые разные, иногда даже благородные: кто-то просто хочет поживиться и заработать на сенсации, кто-то жаждет прославиться, но есть и энтузиасты, которым важно привлечь внимание к вопросам археологии и проблемам, возникающим в этой науке в связи с многочисленными случаями подделок.
Джордж Халл и Кардиффский гигант
К числу последних относится американец Джордж Халл. В 1869 году, будучи поклонником теории эволюции Чарльза Дарвина, Халл поспорил со священником, который отстаивал истинность утверждения из Книги Бытия о том, что Землю когда-то населяли великаны. Спор Халл проиграл. Досада натолкнула его на неожиданную идею: показать, как легко можно одурачить людей при помощи непроверенных «исторических артефактов».
Он заказал двум скульпторам трехметровую статую из гипса, причем ваятелям было запрещено рассказывать кому-либо об этой работе. Получив заказанную статую, Халл занялся приданием ей «достоверности»: поливал ее кислотой, тер песком, истыкал всю поверхность фигуры иглами. А достигнув желаемого результата, срежиссировал целый спектакль.
Фигуру закопали на ферме его кузена в деревне Кардифф, штат Нью-Йорк. После чего хитроумный американец выждал целый год и лишь затем приказал хорошо проинструктированным рабочим начать копать колодец и «случайно» наткнуться на великана. Халл даже придумал фразу, которую должен был произнести копатель, попутно изобразив невероятное удивление: «Черт возьми, здесь похоронен какой-то старый индеец!». Не предусмотрел он только одно: копание колодца посреди фермы, вдали от каких-либо построек, выглядело довольно странно. Однако эту несостыковку в сценарии Халла заметили только спустя некоторое время. А непосредственно после находки гиганта, как и рассчитывал Халл, приняли за подлинный артефакт. Кто-то счел его окаменелым человеком, а кто-то принял за статую, вырезанную европейцами в XVI или XVII веке, чтобы произвести впечатление на коренных американцев.

Известие о находке, получившей название «кардиффский гигант», стремительно распространялось. В небольшую деревушку хлынул поток туристов, причем кузен Халла стал брать за возможность посмотреть на гиганта по 50 центов за 15 минут. Выгодополучателями от аферы Халла, кроме него самого и его кузена, стали и жители Кардиффа, заполнившегося туристами.
Но вслед за туристами стали приезжать специалисты: историки и археологи, желавшие изучить получше находку. Сначала сомнения вызвало место, выбранное для выкапывания колодца. Это заметил президент и профессор Корнеллского университета историк Эндрю Уайт. Изучив же артефакт поближе, он добавил, что видит явные признаки современной работы низкого качества, но совершенно не видит свидетельств доисторического происхождения великана. И деликатно назвал находку розыгрышем. Дальше за разоблачение взялись палеонтологи и отметили, что фигура сделана из растворимого гипса, который не мог сохранить следы обработки, если бы лежал веками во влажной земле. Вердикт звучал более беспощадно — обман.
Вскоре Халл официально признал, что находка в Кардиффе — мистификация, доказав тем самым возможность гениально дурить голову любому количеству людей. Однако это не помешало фанатам Кардиффского гиганта еще долго спорить о его подлинности, изготавливать подделки халловской подделки, перепродавать и публично выставлять их.

Чарльз Доусон и Пилтдаунский человек
Эта история — о том, как человек, не дождавшись своего звездного часа, решил сам его приблизить, сознательно пойдя на обман своих же коллег-археологов. И, что самое удивительное, на некоторое время даже преуспел в этом обмане.
В 1912 году в Британский музей пришло письмо от археолога-любителя Чарльза Доусона, в котором он сообщал, что в гравийном карьере города Пилтдаун им обнаружены фрагменты черепа человекоподобного существа. Информация заинтересовала работавшего в музее палеонтолога Артура Вудворта. Исследовав череп, Вудворт объявил, что он принадлежит доселе неизвестному древнему человеку. Вместе с Доусоном они перекопали всю округу и чего там только не нашли: обломки зубов, челюстей и черепов, принадлежавших и слону возрастом в несколько миллионов лет, и мастодонту, и человеку. По найденным фрагментам черепа Вудворт сделал реконструкцию, а затем опубликовал статью в газете «Манчестер Гардиан», где сообщил, что это череп человека, жившего от 1 млн. до 500 тыс. лет назад.

Лондонское геологическое общество объявило «пилтдаунского человека» «недостающим звеном» в эволюции между обезьяной и современным человеком. Однако в «открытии» тут же усомнились многие ученые умы. Их смущало строение ушей, височно-нижнечелюстного сустава, выступающая форма нижней челюсти, как у собаки. Однако это не остановило английских служителей науки, защищавших право «пилтдаунского человека» на место в истории. Есть мнение, что ими двигало бескорыстное желание немного оживить давно заскучавшую без сенсаций британскую археологию. И они не просчитались. История привлекла внимание не только к археологии, но и к теории эволюции.
Сомнительная значимость этой находки оставалась предметом ожесточенных споров в течение 41 года, пока в 1953 году ее окончательно не разоблачили как подделку. Было установлено, что череп «пилтдаунского человека» состоял из измененной нижнечелюстной кости и нескольких зубов орангутанга, намеренно соединенных с черепной коробкой вполне развитого современного человека.

Но что по-прежнему оставалось до конца неизвестным, так это кто же все-таки был автором это невероятной мистификации. То ли Доусон один все задумал, то ли они вместе с Вудвортом собирали этот пазл из обломков костей человека и животных. Под подозрение попал даже сэр Артур Конан Дойл. Писатель жил неподалеку от Пилтдауна, был лично знаком с Доусоном, занимался поиском окаменелостей. А в его романе «Затерянный мир» даже нашли совпадения с историей «пилтдаунского человека». Лишь в 2012 году, в год столетия пилтдаунской находки, ученые объявили, что единственным «подозреваемым» в создании мистификации все же остался Чарльз Доусон.
«MummyDummy» и «Персидская принцесса»
Отдельного рассказа заслуживают подделки мумий. Тут мы имеем дело с самым наглым видом археологических мистификаций — мошенничеством в чистом виде, когда мумии вообще не являются артефактами, а создаются из подручных материалов.
В 1920-х годах в США в штате Миссисипи после смерти состоятельного коллекционера его наследники продали штату собрание артефактов, среди которых оказалась египетская мумия. Ее выставили в Капитолии Миссисипи. И почти полвека на гордость штата приходили смотреть и местные жители, и туристы. Пока в один прекрасный день 1969 года не появился студент-медик, который попросил у властей разрешения поработать с останками для поведения научного исследования, связанного с изучением древних болезней. Власти дали положительный ответ, и драгоценная реликвия отправилась в Университет Миссисипи, где прежде всего провели рентгеновское исследование… в результате которого медики обнаружили внутри «древней мумии» несколько ребер животных и квадратные гвозди, скрепляющие деревянную раму. Далее выяснилось, что достопримечательность вообще сделана из папье-маше. Интересно, что к тому моменту материалы, использованные при ее изготовлении, сами по себе уже можно было считать артефактами, правда, не такими древними. В их числе, например, были газетные листы из немецких изданий конца XIX века и номер милуокского журнала за 1898 год. Жители Миссисипи, считавшие мумию национальным достоянием, ее все равно не разлюбили. После вскрывшегося подлога они назвали ее MummyDummy (мумия-манекен). А в 2012 году артефакт был официально включен в коллекцию Департамента архивов и истории Миссисипи (MDAH). MummyDummy появилась на площадках MDAH в новой экспозиции, которая раскрывает всю историю артефакта.

Случались с поддельными мумиями и истории куда более страшные. В 2000 году в Пакистане была обнаружена мумия, которую окрестили Персидской принцессой. Нашли ее якобы после землетрясения. Дальше она попала на черный рынок и переходила из рук в руки, пока не оказалась в поле зрения местных ученых, которые идентифицировали ее как дочь персидского царя Ксеркса. И может, так она и считалась бы принцессой, если бы за право на обладание артефактом не стали спорить сразу Иран, Пакистан и Афганистан. Вот тут и подключились международные эксперты, которые в результате проведенных исследований определили, что под видом древней мумии были представлены останки молодой женщины, нашей современницы, возможно ставшей жертвой преступления.

Анна Митчелл-Хеджес и «Хрустальный череп»
В средине XIX века в Европе стал быстро развиваться интерес к древней культуре Америки, чем не замедлили воспользоваться мошенники. По всему Старому Свету стали появляться многочисленные артефакты, связанные с культурой майя и ацтеков. Особой популярностью у охотников за древностями пользовались хрустальные черепа якобы доколумбовой эпохи. Утверждалось, что они упоминались в индейской мифологии. К тому же в мезоамериканской (прим. ред.: Мезоамерика — исторический регион и культурная область частей Северной и Центральной Америки) культуре часто встречаются изображения черепов.
На сегодняшний день известно о четырех хрустальных черепах, находящихся в экспозициях музея Смитсоновского института, парижском Музее примитивного искусства, в лондонском Британском музее и в частной коллекции писателя Фредерика Митчелла-Хеджеса. Последний — самый известный и загадочный хрустальный череп — был найден в 1924 году Анной Митчелл-Хеджес, дочерью писателя. Девушка рассказывала, что нашла его под разрушенным алтарем в храме в Лубаантуне, в Британском Гондурасе (ныне Белиз). Однако другие участники раскопок не упоминали ни об обнаружении черепа, ни о присутствии Анны Митчелл-Хеджес на месте работ. Это, однако, не помешало ей в 60-70 годах ХХ века гастролировать с артефактом и демонстрировать его за плату, а потом еще и раздавать интервью.

В 1967, 1996 и 2004 годах с некоторыми из черепов проводились исследования. В результате выяснилось, что «доколумбовые» хрустальные изделия появились на свет в Германии в XIX веке. Зубы им вырезали с помощью роторного ювелирного инструмента, который на тот момент только-только появился и никак не мог быть в арсенале ацтеков или майя. Тип кристалла тоже был определен. Это оказался кварц, встречающийся только на Мадагаскаре и в Бразилии, что также исключало возможность его использования в мезоамериканской культуре.
***
С развитием науки археологическим мистификаторам становится все сложнее проворачивать свои аферы. В конце XIX века стало известно о рентгеновском излучении, с помощью которого легко отличить, например, кости мумии от папье-маше. А в середине ХХ века к арсеналу экспертов добавился метод радиоуглеродного датирования, позволяющий довольно точно определить возраст найденного в земле артефакта. Новые подходы к исследованиям археологических объектов разрабатывают и сегодня. И хотя вряд ли стоит надеяться, что это остановит любителей мистификаций, но путь от появления псевдосенсации до ее разоблачения становиться все короче.
Автор текст Наталья Сидорова
Изображение на обложке: Freepik


