Как опознать пришельца? Самый громкий миф ХХ века в массовом сознании и научном контексте
Неопознанные летающие объекты (НЛО) и их пассажиры инопланетяне-гуманоиды — загадочные явления, которые уже давно и неизменно привлекают внимание людей.
И хотя волна слухов и небылиц вокруг них, массово захлестнувшая мир во второй половине ХХ века, сейчас несколько спала, ученые продолжают обращаться к этой теме, причем есть и те, кто изучает ее без всякого скепсиса… Существует ли реальная основа у «инопланетного мифа»?
Зарождение «инопланетного мифа»
До начала космической эры тема необычных летающих объектов бытовала по преимуществу в религиозной мифологии. Этот мотив можно найти в античных текстах, в древних культурах Египта, майя, инков и т.д.
Даже в Библии был упомянут «странный летательный аппарат», замеченный в небе пророком Иезекиилем.
К этой группе текстов можно отнести в том числе рассказы о летающих ведьмах и огненных шарах, появлявшиеся в рукописях очевидцев. Так, 1566 года Самуэль Кокциус сообщал о появлении 7 августа над Базелем загадочных явлений: «В воздухе появилось множество больших черных шаров, с огромной скоростью двигавшихся к Солнцу. Потом они описали полукруг и столкнулись друг с другом, как бы вступив в битву; многие из них превратились в красные огненные тела, которые затем сгорели и потухли».
В работе «Способы конструирования инопланетного: антропоморфизм и антропология» философ, религиовед, старший преподаватель НИУ ВШЭ Наталья Верещагина отмечает, что в астральной мифологии небесные тела могли представляться в облике животных и даже людей.
Например, эвенки считали, что небо — это своего рода тайга Верхнего мира. Согласно мифологической системе этого народа, космический лось Хэглун каждый вечер похищает Солнце и уносит его в чащу, а охотник Мани гонится за ними и к утру отдает солнце людям. Так происходит смена дня и ночи.
В древнекитайской мифологии говорилось, что заяц Юэ Ту, считающийся одним из символов долголетия и благополучия, сидя на Луне, варит снадобье бессмертия.
Нередко само возникновение небесных тел объясняется присутствием в космосе антропоморфных или зооморфных существ, богов или героев. Так, в греческой мифологии Большая Медведица — это нимфа Каллисто, которая была обращена Герой в медведицу, а после Зевсом — в звезду.
Все эти мифы – следствие живущей в человеке с древнейших времен веры в то, что мы не одни во Вселенной и где-то на далеких планетах есть другиеживые существа, способные так или иначе взаимодействовать с землянами.
Существуют ли на самом деле древние изображения НЛО?
О «странных» летающих объектах или внеземной жизни до освоения людьми космоса известно не только из мифов, религиозных текстов и рукописей. В истории искусства можно найти множество изображений необычных явлений, не поддающихся однозначному объяснению. Одна из подобных загадок — «неопознанные летающие объекты», которые запечатлены на христианских фресках и картинах. Вот лишь некоторые примеры таких изображений.
Фреска «Распятие» от 1350 года в монастыре Высокие Дечаны в Косове
Исключительность фрески «Распятие» была впервые замечена студентом художественного факультета югославской Академии живописи. В 1964 году он фотографировал в округе христианские фрески из профессионального интереса. После проявления пленки фотограф был поражен своей находкой, как и редактор журнала «Свет», которому он впоследствии показал снимок.
Изображение воссоздает сцену распятия Иисуса Христа, одну из самых популярных в христианском искусстве. Однако, если обратить внимание на детали, можно заметить, насколько фреска отличается от канонической.
В верхних правом и левом углах фрески запечатлены странные объекты сферической формы, напоминающие «летательные аппараты». Они изображены очень подробно, как и управляющие ими «пилоты». Интересно, что оба «пилота» изображены без нимбов, то есть как обычные люди, а не святые. При этом ангелы, изображенные в центре на фоне неба, закрывают уши руками, как будто от громкого шума.
В середине XX века небывалый ажиотаж окружал все «космическое», и история необычной фрески буквально всколыхнула мир. Разумеется, нашлись и те, кто утверждал, что это изображение — убедительное доказательство существования НЛО. Однако ни искусствоведы, ни монашеская братия так не считали. И у каждой стороны свои аргументы.
По словам дечанских монахов, изображенные «космические корабли» олицетворяют всего-навсего смену солнца и луны. А в статье филолога, переводчика и публициста Вячеслава Зайцева (1917-1992), опубликовавшего статью «Мифы, легенды и космос» говорится: «…несомненно, фреска имеет апокрифический характер. Можно предположить, что существовал письменный апокриф, который толковал «воскресение» и «вознесение» Христа необычным образом, отличающимся от канонической церковной версии. Судьба этого апокрифа науке неизвестна. Возможно, он был уничтожен церковной цензурой или погиб в результате действия неумолимого времени».
Картина Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино»
Картина «Мадонна со святым Джованнино» была написана, предположительно, художником Доменико Гирландайо в XV веке. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом, а также святой Джованнино (Иоанн Креститель).
Картина выполнена в характерной для того времени манере: яркие цвета, четкие линии и внимание к деталям.
И, если присмотреться, можно заметить кое-что очень любопытное: над плечом Богоматери виден объект, напоминающий летающую тарелку. Примечательно, что на заднем фоне также хорошо видно мужчину и собаку, в изумлении взирающих вверх на парящий диск.
Как и в случае с фреской из монастыря в Косово, приверженцы «инопланетного мифа» утверждают, что изображенное на картине — прямое доказательство существования НЛО. Но искусствоведы говорят об обратном.
По их мнению, подобная деталь вполне может быть изображением светящейся звезды или другой христианской символики. Тем более что «странный объект» в небе не один: слева, например, можно заметить похожее изображение, которое на самом деле является изображением Вифлеемской звезды.
Картина «Прославление евхаристии»
В церкви Сан-Лоренцо в Сан Пьетро (Италия) находится картина «Прославление евхаристии» Бонавентуры Салимбени, написанная им в 1600 году. Однако в ХХ веке картина стала особенно широко известна под совсем другим названием: «Спутник из Монтальчино». В самом деле, если присмотреться, то кажется, что на картине изображен один из ранних искусственных спутников.
Но искусствоведы и тут возражают. Они описывают «странный объект» как небесную сферу (также известную как глобус-сотворение) — раннее художественное представление о космосе. Земля находится в центре, а сферические слои, содержащие другие планеты, звезды, Луну и Солнце, окружают ее.
На многих картинах, написанных в разные эпохи, изображены подобные же сферы, обычно сероватого или темного цвета. Однако в данной картине Солнце и Луна четко изображены внутри сферы «Во Славу Евхаристии».
По словам историка, искусствоведа, историка искусства Анастасии Мартыновой, с точки зрения искусствоведения как науки на картинах и фресках могут быть изображены различные существа из Апокалипсиса, символы зла и искушения (дракон, змея), химеры, различные небесные знамения, чудеса, связанные с жизнью святых. Чтобы их адекватно интерпретировать, необходимо глубоко знать систему символов (иконографию), соответствующую времени создания произведения, учитывать реальные обстоятельства, время и место его создания, а также контекст конкретного произведения. И для того, чтобы идентифицировать тот или иной объект, нужно собрать все эти знания воедино.
До конца XIX века упоминания в искусстве об НЛО были, скорее, почти случайными и ненамеренными, но с началом ХХ эта тема начинают все больше занимать творцов из всех сфер искусства. И неудивительно: именно к этому периоду относятся первые попытки «нащупать путь» к освоению космоса и установлению связи с инопланетным разумом, инициированные научным сообществом.
Встреча с инопланетными формами становится популярным сюжетом в литературе и кинематографе. Доказательством этому служат романы «Война миров» (1897) и «Первые люди на Луне» (1901) Герберта Уэллса, а также воплощенные на экране Жоржем Мельесом образы антропоморфных жителей Луны, появившиеся в «Путешествие на Луну» (1902) - одном из первых фильмов, созданных в жанре научной фантастики.
Именно искусство начала ХХ века во многом сформировало современный визуальный образ НЛО и пришельцев.
Кто такие уфологи? Это ученые или шарлатаны?
С наступлением космической эры тема НЛО стала постепенно покидать пределы религиозно-мифического круга и претендовать на получение как минимум околонаучного статуса.
Первый массовый всплеск исследовательского интереса к этой теме датируется 1947 годом, когда произошел знаменитый «розуэлльский инцидент». Однажды фермер Уильям Брейзел услышал сильный грохот, немного погодя вышел на улицу и не обнаружил в загоне овец. Решив, что животные испугались грохота, сломали ворота загона и сбежали, фермер выехал на поиски стада и случайным образом обнаружил странные обломки некоего агрегата.
Найденный им материал напоминал фольгу, которую нельзя было порвать из-за невероятной прочности. При сжатии материал не терял форму и обладал свойством всякий раз принимать первоначальный вид. Помимо необычной «фольги» фермер обнаружил стеклянные шары, внутри которых было что-то похожее на человеческие фигурки.
Брейзел вызвал шерифа, а тот — связался с военными. Прибывший на место полковник ВВС Уильям Бланшар, рассмотрев обломки, озвучил официальное заявление Вооруженных сил: «Многочисленные слухи относительно летающих дисков подтвердились вчера, когда разведотделу 509 авиаполка бомбардировщиков Восьмой воздушной армии при содействии местного фермера и окружного шерифа удалось завладеть одним из таких дисков».
Американские газеты опубликовали сенсационный материал об обнаружении космического корабля пришельцев. Однако вскоре генерал Роджер Мейсон Рейми опроверг это заявление. По его словам, близ города Розуэлл всего-навсего потерпел крушение метеозонд (одноразовый беспилотный аэростат, использующийся для изучения атмосферы).
Однако сторонники теории, утверждающей, что военные за этим опровержением пытались скрыть какую-то тайну, существуют до сих пор. Ведь по словам фермера, «странные материалы» были совершенно непохожи на детали метеозонда. К тому же непонятно, как полковник ВВС Уильям Бланшар при рассмотрении обломков не смог распознать радиозонд.
Интересно, что словосочетание «неопознанный летающий объект» (НЛО) до «розуэлльского инцидента» не было привязано конкретно к инопланетной теме. Так называли все неидентифицированные объекты в небе. И только после резонансного случая с обломками так называемого «корабля пришельцев» НЛО стал ассоциироваться прежде всего с инопланетянами.
После «розуэлльского инцидента» число свидетелей самых разных, порой фантастических «инопланетных происшествий» с каждым годом становилось все больше. Один из новых громких инцидентов произошел с Бетти и Барни Хиллами. В 1961 году супруги стали первыми, кто во всеуслышание заявил, что их похитили инопланетяне. Возвращаясь из отпуска, они стали свидетелями появления НЛО, но, когда добрались домой, так и не смогли восстановить в памяти события предыдущей ночи.
Именно в те годы «инопланетная» тема впервые появилась в научном дискурсе. Возникла даже новая квазинаучная отрасль - уфология, название которой произошло от английской аббревиатуры UFO ( unidentified flying objec, в переводе: неопознанный летающий объект). Среди прочего, уфологи собирали и систематизировали показания очевидцев и фактические доказательства «явлений пришельцев».
Серьезная академическая среда не признала уфологию наукой. Тем не менее по сей день изучением неопознанных летающих объектов (НЛО) занимаются как государственные организации, так и частные исследовательские группы. Вот несколько примеров.
- Управление по изучению аномалий, связанных с аэронавтикой (AARO) — подразделение Министерства обороны США, созданное в 2020 году для изучения случаев наблюдения НЛО.
- Программа «Изучение неопознанных воздушных явлений» (UAPTF) — еще одна программа Министерства обороны США по исследованию НЛО, которая была создана после публикации доклада о случаях наблюдения НЛО военными летчиками.
- Национальный центр сообщений об НЛО (NUFORC) — некоммерческая организация, собирающая и анализирующая сообщения о наблюдениях НЛО.
- Международное общество исследования НЛО (MUFON) — международная некоммерческая организация, занимающаяся исследованием сообщений о наблюдениях неопознанных объектов.
- Британская ассоциация по исследованию воздушных феноменов (BASAP) —организация, изучающая сообщения о наблюдениях необычных летающих объектов.
Более того, среди исследователей, в разные годы занимавшихся проблематикой НЛО, немало ученых, удостоенных весьма значительных научных степеней. Например, Аллен Хайнек (1910-1986), профессор астрономии из университета Огайо, Дональд Мензел (1901-1976), профессор астрономии из Гарвардского университета. В Советском Союзе проблемой НЛО на серьезном уровне занимался математик и астроном, доцент МАИ Феликс Зигель (1920-1988), в настоящее время считающийся основателем российской уфологии.
Уфологи и сегодня не прекращают своей работы: анализируют сообщения очевидцев, проводят исследования и выдвигают гипотезы о природе НЛО. Однако научное сообщество по-прежнему относится к ним скептически, считая уфологию лженаукой. По мнению оппонентов, большинство случаев наблюдений НЛО, представляемых уфологами, имеют рациональное объяснение: это оптические иллюзии, атмосферные явления или технические объекты. А значит, у науки нет доказательств существования инопланетной жизни. По крайней мере, на данный момент. Но время идет…
Изображение на обложке: Freepik