Солнечная

Солнечная система — что это?

Солнечная система — определение и характеристики

Солнечная система — это совокупность космических тел, в которую входят Солнце и вращающиеся вокруг него планеты и спутники.

В древности считалось, что Земля — это центр Вселенной, а Солнце, звезды и планеты вращаются вокруг нее. Хотя еще в III веке до н. э греческий астроном Аристарх Самосский предположил, что в центре мира находится не Земля, а Солнце, эта идея не получила широкого распространения. Геоцентрическая система мира на тот момент времени была общепринятой.

В Средние века представление о том, что Земля — центр всего мира укрепилось еще больше. Ведь по христианской догматике наша планета создана Богом, и по этой причине она должна занимать центральное место во Вселенной.

Однако уже в XVI веке теория о гелиоцентрической системе мира была подробно изложена Николаем Коперником (1473–1543) с опорой на математический и кинематический аппарат теории Птолемея. В начале своего появления теория я вызвала споры и даже преследования от сторонников церкви, но постепенно завоевала признание научного сообщества.

Николай Коперник и иллюстрация его гелиоцентрической системы мира из атласа Андрея Целлария Harmonia Macrocosmica (1708). Изображения: Wikimedia Commons

В Новое время ученые активно изучали Солнечную систему с помощью новых оптических приборов, обнаруживали новые планеты, спутники и другие небесные тела. Так постепенно сформировалось современное представление о Солнечной системе.

Сегодня наука продолжает исследовать Солнечную систему, открывая новые факты и детализируя существующие знания.

Планеты солнечной системы

На сегодняшний момент Солнечная система насчитывает 8 планет, 7 из которых (исключая планету Земля) названы именами древних богов. Традиция называть планеты в честь божества возникла в Древнем Риме. Астрономы того времени стремились найти порядок и гармонию во Вселенной, поэтому связывали небесные тела с богами и героями мифов. Традиция не только устоялась, но и продолжилась: планеты, открытые исследователями позже, также стали называть в честь древнеримских богов по аналогии.

Интересно, что индейцы майя, обладавшие колоссальным багажом астрономических наблюдений, также давали планетам названия, связанные со своими религиозными представлениями. Например, Венеру они называли «Звездой, которая мерцает». При этом майя почитали Венеру наравне с Солнцем, так как эта планета считалась воплощением главного божества доколумбовой Мезоамерики Кецалькоатля.

Связывали планеты с богами из своего пантеона и древние египтяне. Так, планета, известная нам как Меркурий, ассоциировалась у них с Гором — богом неба и солнца.  Остановимся подробнее на планетах и вспомним главные характеристики каждой из них.

Изображение: Radoslav Ivan, CC-BY-SA-4.0, via Wikimedia Commons

Меркурий

Планета названа в честь древнеримского бога - покровителя торговли и богатства.

Характеристики планеты:

• Естественные спутники — отсутствуют.
  • Диаметр планеты составляет свыше 4 тыс. км. По праву считается самой маленькой планетой Солнечной системы.
  • Расстояние от Меркурия до Солнца приблизительно 58 млн км. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
  • Расстояние от Меркурия до Земли — от 82 до 217 млн км в зависимости от положения планет на своих орбитах вокруг Солнца.

Венера

Планета названа именем древнеримской богини красоты и плотской любви. Интересно, что Венера — единственная планета в Солнечной системе, получившая название в честь женского божества.

Характеристики планеты:

• Естественные спутники отсутствуют.
  • Диаметр — более 12 тыс. км.
  • Расстояние от Венеры до Солнца — 108 млн км. Эта планета - вторая по счету Солнца.
  • Расстояние от Венеры до Земли от 38 млн км до 261 млн км в зависимости от положения планет на своих орбитах вокруг Солнца.
  • Считается самой горячей (462 °C) и яркой планетой во всей Солнечной системе.

Земля

Главное отличие этой планеты Солнечной системы от других — наличие жизни. Название ее не восходит к именам древних богов, а происходит от корня, общего для ряда языков индоевропейской группы, и переводится как «низ», «пол».

Характеристики планеты:

• Естественный спутник — Луна.
  • Диаметр более 12 тыс. км. Земля — крупнейшая планета так называемой «земной группы», в которую кроме нее входят Меркурий, Венера и Марс.
  • Расстояние от Земли до Солнца — 150 млн км. Земля — третья по удаленности от Солнца планета Солнечной системы.

Марс

Марс получил имя римского бога войны. Возможно, это связано с тем, что на фоне ночного неба планета имеет красноватый оттенок, напоминающий цвет крови.

Характеристики планеты:

• У Марса два спутника: Фобос и Деймос. В отличие от имени самой планеты, у спутников названия греческие. Так звали сыновей греческого бога войны Ареса, ставшего у римлян Марсом.
  • Диаметр планеты — более 6 тыс. км. Седьмая по размеру планета Солнечной системы.
  • Расстояние до Солнца — 227,9 млн км.
  • Расстояние от Марса до Земли от 54,6 до 401 млн км.

Юпитер

Имя планете было дано в честь верховного бога древнеримской мифологии, покровителя неба, дневного света, виноградной лозы и т.д.

Характеристики планеты:

• У планеты 95 спутников, среди которых присутствуют Ганимед, Каллисто, Ио. Кстати, имена этих спутников частично также пришли не из римской, а из греческой мифологии.
  • Диаметр Юпитера более 70 тыс. км, что в 11 раз превышает радиус Земли. Это самая большая планета Солнечной системы.
  • Расстояние до Солнца — 778,6 млн км.
  • Расстояние до Земли: минимальное — 588 млн км, а максимальное — 968 млн км.

Сатурн

Сатурн носит имя древнеримского бога земледелия, отца Юпитера.

Характеристики планеты:

• У Сатурна 83 спутника, некоторые из них — Титан, Рея, Япет.
  • Диаметр — более 60 тыс. км. Сатурн — вторая по размерам планета Солнечной системы.
  • Расстояние до Солнца — 1,4 млрд км.
  • Минимальное расстояние между Сатурном и Землей — 1 195 млн км, максимальное — 1 660 млн км.

Уран

Планета была открыта в 1781 году Уильямом Гершелем и стала первой, обнаруженной в Новое время. Уран был назван в честь древнеримского бога, мужа Геи и отца Сатурна.

• У Урана 27 спутников.
  • Диаметр — 25 тыс. км. Это третья планета по размеру диаметра.
  • Расстояние до Солнца около 2,87 млрд км. Уран - седьмая по удаленности от Солнца планета.
  • Расстояние между Ураном и Землей от 2,6 млрд км до 3 млрд км.

Нептун

Планета была предсказана на основе математических расчетов и открыта в 1846 году Иоганном Галле. Была названа именем древнеримского бога морей.

Характеристики планеты:

• 14 подтвержденных спутника.
  • Диаметр — 49 528 км.
  • Расстояние до Солнца — 4,5 млрд км. Самая дальняя от Солнца планета Солнечной системы.
  • Минимальное расстояние между Нептуном и Землей — 4,3 млрд км, максимальное — 4,7 млрд км.

Можно ли назвать Плутон планетой?

До 2006 года девятой планетой Солнечной системы считался Плутон, но после XXVI Ассамблеи Международного астрономического союза он был переведен в категорию «карликовых планет».

Плутон не соответствует одному из трех критериев, по которым объект может считаться планетой: масса небесного тела недостаточна для формирования сферы. Кроме того, в так называемом поясе Койпера, открытом в 1992 году, присутствуют и другие объекты, подобные Плутону, которые, останься он планетой, могли бы претендовать на такой же статус.

Астероиды, кометы и космическая пыль

Изображение: Javier Miranda/Unsplash

Помимо 8 планет и Солнца в Солнечной системе присутствуют и другие космические тела.

Астероид — это относительно небольшое космическое тело, которое движется по орбите вокруг Солнца.

Комета — небольшое ледяное космическое тело, обращающееся вокруг Солнца и имеющее туманный след из газа и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, ее ледяная поверхность начинает таять и испаряться, создавая «кому», или «хвост».

Космическая пыль — очень маленькие частицы вещества, которые существуют в космическом пространстве. Она состоит из различных элементов, таких как углерод, кремний, железо и другие. Космическая пыль играет важную роль в формировании звезд и планет.

Строение Солнечной системы

Существенную часть Солнечной системы (свыше 99,8% от всей массы) составляет Солнце. Оставшиеся 0,1% представлены другими космическими телами: планетами, их спутниками, а также астероидами (примерно 100 тысяч объектов), кометами (свыше тысячи объектов), метеороидами и космической пылью.

Что такое внешняя Солнечная система?

Внешней Солнечной  системой называют ту ее часть, которая расположена за границами пояса астероидов и включает в себя 4 планеты-гиганта (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун), а также их спутники и кольца. Особенность планет внешней Солнечной системы в том, что они больше по объему, состоят из газов и жидкостей и имеют более низкую плотность и больший размер.

Что такое внутренняя Солнечная система?

Внутренняя Солнечная система представляет собой ту ее часть, в которую входят Меркурий, Венера, Земля и Марс. В составе этих планет — твердые минералы и металлы. Помимо этого, планеты отличаются высокой плотностью и сравнительно небольшим размером.

Сколько существует Солнечных систем?

На сегодняшний день нет фактических доказательств существования каких-либо Солнечных систем помимо нашей. Тем не менее, учеными уже доказано существование во Вселенной более 170 планетных систем, похожих на Солнечную.

В 2010 году группа астрономов наблюдала центр Млечного Пути с использованием лазерного оборудования телескопа Yepun, одного из четырех телескопов Очень Большого Телескопа (VLT)  Европейской южной обсерватории (ESO). Обсерватория Параналь, Чили. Изображение: ESO/Yuri Beletsky (ybialets at eso.org), CC BY 4.0, via Wikimedia Commons

Какие ученые занимаются изучением Солнечной системы

Изучением Солнечной системы занимаются ученые из разных областей науки.

• Астрономы изучают свойства небесных тел, их взаимодействие и движение в космическом пространстве.
  • Планетологи исследуют планеты, спутники, астероиды и кометы. Они изучают их состав, структуру, геологическую активность и другие характеристики.
  • Физики изучают физические процессы, происходящие на Солнце и других объектах Солнечной системы. Они исследуют магнитные поля, радиацию, гравитацию и другие явления.
    Среди известных ученых, которые занимались изучением Солнечной системы, - Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Уильям Гершель, Джеймс Максвелл, Альберт Эйнштейн, Константин Циолковский, Сергей Королёв, Стивен Хокинг и другие. Каждый из них добавил к нашим знаниям о ней что-то новое.
  • Аристарх Самосский — греческий астроном, который жил в III веке до н. э. Это один из первых ученых, предположивших, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.
    Николай Коперник (1473–1543) — польский астроном XVI века, автор гелиоцентрической системы мира. Его труды оказали большое влияние на развитие астрономии и философии.
  • Исаак Ньютон (1643–1727) — английский физик и математик, сформулировавший закон всемирного тяготения, который играет ключевую роль в понимании движения тел в Солнечной системе.
  • Иоганн Кеплер (1571–1630) — немецкий астроном, открывший законы движения планет вокруг Солнца.
  • Стивен Хокинг (1942–2018) — британский физик-теоретик, изучавший черные дыры и их свойства. Хокинг пришел к выводу, что черные дыры излучают частицы, преимущественно фотоны, которые впоследствии получили название «излучение Хокинга» и предположил, что в результате этого процесса черные дыры могут полностью испариться.
Стивен Хокинг в невесомости на борту специального тренажёра на базе Boeing 727. Изображение: Jim Campbell/Aero-News Network, CC BY 3.0, via Wikimedia Commons

Интересные факты о Солнечной системе

1. Исследователи полагают, что в Солнечной системе все же присутствует девятая планета — гипотетическая планета X.
  2. В Солнечной системе существует более 200 естественных спутников (лун). Самый большой из них — Ганимед, спутник Юпитера, диаметр которого составляет около 5268 км.
  3. На спутнике Земли Луне обнаружены следы воды. Они были найдены благодаря исследованиям с помощью лунных зондов.
  4. Венера вращается вокруг своей оси в направлении, противоположном направлению вращения большинства планет Солнечной системы. Это называется ретроградным вращением.
  5. Сатурн имеет самую низкую плотность среди всех планет Солнечной системы. Он состоит в основном из водорода и гелия.
Сравнение размеров Луны, Ганимеда (слева внизу) и Земли. Изображение: NASA; Gregory H. Revera; NASA/JPL/DLR, Public domain, via Wikimedia Commons

Вопрос-ответ

Какая планета Солнечной системы самая большая?

Юпитер. На втором месте — Сатурн.

В каком порядке расположены планеты?

От Солнца планеты расположены в следующем порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Много ли звезд в Солнечной системе?

В Солнечной системе одна звезда — Солнце.

Сколько лет Солнечной системе?

Примерно 4,5 млрд лет.

Какие карликовые планеты входят в Солнечную систему?

Плутон, Макемаке, Хаумеа, Эрида, Церера.

Какие фильмы о Солнечной системе стоит посмотреть?

Тема космических путешествий на другие планеты Солнечной системы всегда интересовала писателей и кинематографистов.

• «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса — немой фантастический фильм 1902 года. В нем группа астронавтов отправляется в космическое путешествие с целью исследовать спутник Земли. Фильм считается классикой кинематографа и одним из первых научно-фантастических фильмов в истории.
  • «Аэлита» Якова Протазанова — советский немой художественный фильм, снятый в 1924 году по мотивам одноименного фантастического романа Алексея Толстого. В сюжете рассказывается о путешествии землян на Марс и их встрече с их с марсианами.
  • «Марсианин» — фильм режиссера Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли, снятый в 2015 году. В основу сценария положена одноименная книга американца Энди Вейера.  Пейзажи далекой планеты снимали в иорданской пустыне. Фильм стал самой коммерчески успешной работой Ридли Скотта, собрав в прокате свыше 600 млн долларов.
Кадр из фильма «Марсианин» (2015).  Изображение: Twentieth Century Fox Film Corporation

Ну, а тем, кто интересуется наукой больше чем фантастикой, порекомендуем к просмотру несколько научно-популярных фильмов.

• «Космос: пространство и время» — сериал 2014 года о космосе и его тайнах.
    «Во Вселенную со Стивеном Хокингом» — документальный сериал 2010 года, в котором знаменитый физик рассказывает о тайнах космоса.
  • «Чудеса Солнечной системы» — фильм 2010 года о планетах, спутниках и других объектах нашей системы.
  • «Путешествие на край ночи» (Journey to the Edge of Night) — фильм 2006 года об исследовании дальних уголков Солнечной системы.

Какие книги о Солнечной системе стоит прочесть?

• «Космос» Карла Сагана — классический труд по астрономии, который рассказывает о Солнечной системе и ее месте во Вселенной.
  • «Голубая точка. Космическое будущее человечества» того же автора — размышления о месте Земли и человечества во Вселенной, о перспективах освоения космоса.
  • «Будущее пространства-времени» Стивена Хокинга и Кипа Торна — книга о черных дырах, кротовых норах и других загадках космоса.
Изображения: Freepik,  alpinabook.ru, chitai-gorod.ru