Литография: рисунок на камне

Литография: рисунок на камне

Оглавление
  1. История литографии
  2. Материалы и инструменты литографии
  3. Технология создания литографического оттиска
  4. Художественная ценность литографии
  5. Современное применение литографии
  6. Литография в вопросах и ответах
  7. Что представляет собой техника литографии?
  8. Когда была изобретена литография и кто стал ее автором?
  9. Какие материалы необходимы для создания литографического отпечатка?
  10. Почему поверхность камня играет ключевую роль в создании литографических рисунков?
  11. Как художник создает рисунок на каменной плите перед процессом печати?
  12. Какие особенности делают литографию уникальной среди других способов печати?
  13. Кто из известных художников активно использовал технику литографии в своем творчестве?
  14. Какие трудности возникают при освоении мастерства литографии?

Литография – это вид печатной графики, в котором оттиск получают с изображения, нанесенного на подготовленный камень. Сам термин состоит из двух греческих слов: «литос» – «камень» и «графо» – «пишу, рисую». Техника литографии относится к плоской печати, поскольку матрица здесь не имеет ни углубленных, как в резцовой гравюре или офорте, ни возвышающихся над фоном, подобно ксилографии, элементов.

В зависимости от распределения ролей при создании литографии она делится на авторскую, или автолитографию, когда сам художник непосредственно наносит рисунок на камень, и репродукционную, служащую для воспроизведения оригинальных изображений мастерами-литографами.  

История литографии

К XVIII веку возросшую с развитием книгопечатания потребность в воспроизведении изображений уже не могли удовлетворить прежние способы репродуцирования. Продольная, или обрезная, ксилография и резцовая гравюра были достаточно сложны и дороги в исполнении. Офорт же чаще использовали для создания художественных произведений. Требовался новый способ печати, который позволял бы не только создавать любые рисунки, но и быстро, качественно и дешево тиражировать их в больших количествах. 

Такой способ появился в 1796 или 1798 году в Германии. Немецкий актер и драматург Алоиз Зенефельдер, хотевший самостоятельно издавать собственные пьесы, придумал, как наносить текст или рисунок на камень для печати, чтобы в нужных местах поверхность принимала краску, а в других ее отталкивала. Плоские печатные формы, которые изготавливал Зенефельдер, давали множество четких оттисков.

Литографская мастерская, 19 век. Изображение: J. Ottmann Lithographic Company, PD, via Wikimedia Commons

В течение нескольких лет после изобретения литографии она распространилась по всей Европе, где один за другим начали открываться литографские заведения. Многие известные художники XIX века занимались печатью с камня, например, Франсиско Гойя в Испании, Джеймс Уистлер в Англии, Эжен Делакруа, Оноре Домье, Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар во Франции. 

В 1815 году первая литографская мастерская, печатавшая официальные документы, открылась в России при Министерстве иностранных дел. Немало русских художников, от Александра Орловского и Алексея Венецианова до участников объединения «Мир искусства», увлеклись автолитографией.             

Кроме черно-белой литографии развивалась и цветная, или хромолитография. Патент на ее изобретение получил в 1837 году франко-германский литограф Годефруа Энгельман. В XIX веке цветная литография переживала свой расцвет: с ее помощью печатали афиши и плакаты, географические карты и наглядные пособия, книжные и журнальные иллюстрации, открытки и детские книги, а в России большим спросом пользовались иконы, отпечатанные в цвете на бумаге и после наклеенные на доски или картон. Благодаря высокой точности воспроизведения цветная литография играла роль техники номер один для репродуцирования живописи. 

Хромолитография из многотомника А. Э. Брема «Жизнь животных», 1893. Изображение: Alfred Brehm via Wikimedia Commons

В XX веке традиционную литографию в полиграфии потеснила офсетная печать, принцип которой основан, в сущности, на тех же законах, что и принцип литографии: одни части плоской печатной формы «принимают» краску, а другие нет. Что же касается традиционной литографической печати с камня, то она стала областью, в которой мастера решают чисто художественные задачи, то есть занимаются автолитографией. 

Материалы и инструменты литографии

Работа над литографией требует хорошего технического оснащения, включающего в себя:

  •  камень, а именно плотный известняк – для создания печатной формы либо цинковую или алюминиевую пластину, которую сейчас часто используют вместо камня;
  • литографский карандаш, содержащий мыло, воск, сало, шеллак, сажу или ламповую копоть, а также литографскую  тушь с теми же составляющими;
  • кисти разной формы и специальные перья для нанесения рисунка;
  • литографские иглы и шаберы – инструменты, напоминающие перочинные ножи с большими ручками;
  • азотную или другую кислоту, например, фосфорную либо щавелевую, для травления камня;
  • гуммиарабик или декстрин, растворами которых покрывают камень,
  • печатную литографскую краску на основе олифы;
  • валики для нанесения краски и мраморную или стальную плиту для ее раскатывания;
  • бумагу для оттисков;
  • литографский станок-пресс.
Литографский станок-пресс. Изображение: علاء, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Технология создания литографического оттиска

Для выполнения рисунка тушью поверхность известняковой плиты тщательно шлифуют. Если же предстоит работать литографским карандашом, камню придают шероховатую, зернистую поверхность, которую называют «корешок». 

Затем на камень наносят рисунок. Поскольку на печатной форме он получается в зеркальном отражении, был придуман следующий способ: литографским карандашом художник выполняет рисунок на специальной зернистой бумаге — корнпапире, который называют также торшоном или автографской бумагой. Корнпапир с эскизом кладут лицевой стороной на камень и перетискивают изображение на его поверхность, используя пресс литографского станка. Можно также перевести рисунок с кальки простой обводкой его с обратной стороны. Но создавая оригинальное произведение, художник часто рисует непосредственно на камне, используя самые разные графические и живописные техники: нанося кистью мазки и пером штрихи, работая «сухой кистью» или делая размывки тушью наподобие акварели, а также забрызгивая краской большие участки. Иногда поверх нанесенного красочного слоя он проходит иглой или шабером, разрежая тушевку. 

После нанесения рисунка начинается процесс химической обработки камня, или его травление. Несмотря на схожее название, этот процесс отличается,  однако, от травления металлической пластины в гравюре, поскольку в результате литографский камень остается плоским. Сначала изображение припудривают тальком, чтобы оно активнее противостояло травлению. Затем всю поверхность камня покрывают раствором кислоты, например 1-3%-ным азотной, с добавлением клеящего вещества — гуммиарабика или декстрина.   

На сам рисунок кислота не воздействует, так как вещества карандаша и туши образуют кислотоупорный слой. А вот свободные участки под действием травящего раствора становятся гидрофильными – легко увлажняемыми, и вместе с тем они не принимают краску. Покрытая изображением поверхность, наоборот, становится гидрофобной – отталкивающей воду – и в то же время олеофильной, то есть принимающей жирную краску. Таким образом, когда краску для печати наносят на камень, она остается только на зажиренных местах, соответствующих рисунку. 

Могила борцов. Рене Магритт. Цветная литография. Изображение: ARTETRAMA

Если хотят получить как можно больше четких оттисков, травление проводят два и больше раз. Также, чтобы дополнительно защитить рисунок от воздействия кислоты, на него наносят крепкую литографскую, так называемую «формную», краску, которую потом смывают с помощью скипидара. 

Наконец, камень закрепляют на станке, очищают и увлажняют его поверхность и накатывают краску для печати. Сверху кладут бумажный лист, на него – слои мягкой бумаги и картона для более эластичного давления и с помощью пресса делают оттиск. Перед каждым последующим отпечатком камень вновь смачивают водой и наносят краску. 

При работе в хромолитографии используют несколько печатных форм или, как говорят литографы, «свой камень» для каждого цвета. Печатают хромолитографию с нескольких камней последовательно, совмещая их так, чтобы детали в оттиске идеально совпали. 

Художественная ценность литографии

Большинство техник печатной графики отличаются тем, что с их помощью создается достаточно условное изображение, особенности которого диктуются материалом, используемым для печатной формы. А литография позволяет рисовать на камне так же свободно и с применением разнообразных эффектов, как на листе бумаги, достигая художественного результата любой сложности. 

В литографии, в отличие от, например, офорта, все оттиски, если только художник не вносит в них изменения, получаются одинаковыми. Это позволяет тиражировать изображение без искажений, что очень важно, например, при печати чертежей и учебных пособий. Каждая деталь на литографии от оттиска к оттиску остается все такой же четкой. 

Мост, Амстердам. Джеймс Уистлер. 1889. Изображение: The Art Institute of Chicago

Современное применение литографии

Традиционная литография по-прежнему востребована художниками для создания графических произведений. Одновременно с этим метод литографирования, как способ нанесения плоского изображения на печатную форму, был перенесен в современные технологии. 

Он применяется, например, в микроэлектронике при производстве печатных плат или полупроводниковых приборов, в нанотехнологиях и т. д. Сегодня активно используются такие виды литографической печати, как:

  • фотолитография, в которой на покрывающей обрабатываемую поверхность пленке, или резисте, при помощи экспонирования светом создается изображение, после чего пластина подвергается либо химическому травлению в жидких травителях (мокрому), либо вакуум-плазменному (сухому), при котором поверхностный слой бомбардируют потоком заряженных частиц;
  • рентгеновская литография, печатная форма которой получается путем воздействия на резист рентгеновского излучения;
  • электронно-лучевая литография, метод которой связан с использованием электронного пучка;
  • ионно-лучевая литография, получаемая благодаря ионным пучкам.
Процесс фотолитографии в лаборатории. Изображение: UCL Mathematical and Physical Sciences from London, UK, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

Литография в вопросах и ответах

Что представляет собой техника литографии?

Техника литографии представляет собой перенос изображения в процессе печати с камня на бумагу или другой носитель.

Когда была изобретена литография и кто стал ее автором?

Литографию изобрел в конце XIX века немецкий актер и драматург Алоиз Зенефельдер.

Какие материалы необходимы для создания литографического отпечатка?

Создание литографического оттиска требует определенных материалов:  каменной или металлической пластины, литографского карандаша и туши, кислоты для травления печатной формы, гуммиарабика либо декстрина для ее обработки, бумаги для печати.

Почему поверхность камня играет ключевую роль в создании литографических рисунков?

Именно с поверхности камня осуществляется перенос изображения на бумагу. От подготовки печатной формы зависит качество оттиска.

Как художник создает рисунок на каменной плите перед процессом печати?

Художник либо рисует непосредственно на камне, либо переводит на него изображение с кальки или корнпапира.

Какие особенности делают литографию уникальной среди других способов печати?

Главными достоинствами литографии являются легкость, быстрота и дешевизна ее исполнения, возможность печатать большое количество одинаковых оттисков и богатые изобразительные возможности.

Кто из известных художников активно использовал технику литографии в своем творчестве?

Технику литографии развивали многие художники, например Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Жан Огюст Доминик Энгр, Анри де Тулуз-Лотрек, Густав Климт, Альфонс Муха, Сальвадор Дали, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Иван Шишкин, Илья Репин, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Александр Бенуа, Лев Бакст, Борис Кустодиев.

Литография Пабло Пикассо на выставке в Altmans Gallery. Изображение: Авилов Александр/Агентство «Москва»

Какие трудности возникают при освоении мастерства литографии?

Трудности связаны прежде всего с недостаточными навыками обработки печатной формы, но с накоплением опыта художник сможет использовать собственные приемы, варьируя их, экспериментируя и создавая неповторимые литографии.

Автор текста Ирина Кравченко 

Изображение на обложке: Литография Марка Шагала в Altmans Gallery. Фото: Агентство «Москва»

Арсенал португальской эпохи. Монетный двор, стойло для слонов и военно-морская верфь найдены в Индии
В Калуге откроется выставка, посвящённая памяти космонавта Владимира Васютина