После того, как к власти пришел Никол Пашинян, над Национальной академией наук Республики Армения (НАН РА) навис дамоклов меч расформирования. Вокруг академии начали развиваться драматические события, порой казалось, что спасения нет и участь ее решена. Но каждый раз случалось чудо — и НАН оставалась цела. Об этом можно прочитать в статье «Терпение НАН лопнуло» (https://poisknews.ru/wp-content/uploads/2024/04/poisk_16_20240419-1.pdf).
Никол Пашинян чем-то напоминает мне Никиту Хрущева. Время от времени он, как и Хрущев, провозглашает несбыточные проекты, от чего часть населения Армении приходит в замешательство. Начинаются споры, волнения, акции протеста.
Одним из таких прожектов является явно неосуществимый проект построения за средства госбюджета академического городка, на сооружение которого требуется сумма, сравнимая с годовым бюджетом Армении. Страны, которая и без таких трат нуждается в огромных средствах, чтобы выжить и не затонуть в бурных водах нынешних международных событий. Страны, чей долг уже превысил 12 миллиардов долларов и вплотную приблизился к допустимому законом пределу.
Ученые Армении, по моим наблюдениям, являются самым уязвимым слоем населения. Даже дети и различные меньшинства защищены лучше, ибо защищены законами, за них вступаются различные международные и местные организации. Ученых же никто не оберегает. А сами они не только разрозненны, но также не активны и совсем неагрессивны: каждый занят своими научными исследованиями. Чем и пользуются власти.
Классическим подтверждением сказанного является пример Научно-технологического центра органической и фармацевтической химии НАН. Территория Центра обширная и находится в стороне от жилых домов, так как во время работы его лабораторий случается выделение вредных для людей веществ. Но поскольку Центр находится в довольно престижном районе Еревана, часть его территории была незаконно приватизирована и несколько раз перепродана. И сегодня в непосредственной близости от опасных химлабораторий строится… многоэтажный жилой дом, что противоречит санитарно-гигиеническим, пожарным и градостроительным нормам и правилам. Многочисленные жалобы ученых Центра не могут остановить этот процесс. А сотрудники других институтов НАН остаются безучастными к этому беззаконию.
Но когда в НАН узнали о том, что с 1 января 2027 года будут финансироваться государством только те научные организации, которые согласятся, отказавшись от своих зданий, переехать в еще… планируемый Академгородок и там войти в состав одного из шести укрупняемых вузов, терпение лопнуло. Было созвано внеочередное Общее собрание НАН. Ведь этот проект означает, что НАН фактически расформируют, а здание ее президиума отберут.
На это внеочередное собрание, где ученые смело высказывали свои возражения, никто из властей не явился. Однако через некоторое время состоялось плановое годовое Общее собрание НАН, на котором, правда, премьер-министр РА Никол Пашинян не присутствовал, но в президиуме сидели президент Армении Ваагн Хачатурян (на снимке), заместитель председателя Национального Собрания РА Акоп Аршакян, главы Министерства образования, науки, культуры и спорта и Комитета по высшему образованию и науке министерства — Жанна Андреасян и Саргис Айоцян.
Думалось, что руководители и сотрудники НАН вновь бурно выскажут наболевшее, но все было чинно, мирно. Как обычно. Тем не менее президент НАН Ашот Сагян в своем отчетном докладе обозначил некоторое недовольство действиями и бездействием властей. А также ответил на их критику.
В частности, он заявил: «В отчетном году нашей главной миссией должно было стать принятие нового устава НАН и реализация на его основе реформ президиума и системы академии. Однако это было связано с принятием нового закона “О высшем образовании и науке” или внесением некоторых изменений в действующий закон “О Национальной академии наук”, чего, к сожалению, не произошло, хотя руководство академии сделало все, что было в его полномочиях».
Ашот Сагян признал, что прикладная деятельность — слабая сторона НАН, да и всей армянской науки. За 2023 год организации академии получили всего 13 патентов.
«Разумеется, дальнейшая коммерциализация научных результатов зависит не только от актуальности идеи, лежащей в основе исследования, но и от наличия кадровых, финансовых, юридических и экономических ресурсов, необходимых для внедрения», — сказал он. И добавил, что при этом стоит учесть: за последние три года НАН не получила ни одного заказа от государственных ведомств.
«Почему запаздывают изменения в академии или почему регулярно говорят, что Национальная академия наук работает плохо? — спросил сам себя президент НАН и ответил: — Я не согласен с такой оценкой. Если академия работает плохо, то кто же работает хорошо? Университеты? Или, может быть, ведомства, которые месяцами, а часто — годами не отвечают на предложения, даже на письма? Давайте признаем, что академия просто “не работает активно”, и разберемся, в чем причина этого».
Ашот Сагян разъяснил: чтобы провести горизонтальные и структурные реформы Президиума НАН, необходимы законодательные изменения. Академия разработала проект Закона РА «О внесении изменений в Закон о НАН РА», проект постановления Правительства РА «О внесении изменений в Устав НАН РА», проект постановления Правительства РА «О размере выплат действительным членам и членам-корреспондентам НАН», предложила изменения в Закон РА «О внесении изменений в Закон РА о научной и научно-технической деятельности». Но ни одна ее инициатива не была учтена.
«Скоро исполнится 10 лет, как не проводятся выборы академиков и членов-корреспондентов НАН РА, из-за чего их численность сократилась вдвое, а средний возраст равен 79,1 года. Ничего подобного нет в академиях ни одной другой страны. Все проводят выборы в принятом порядке и регулярно обновляют свой состав. Таким манером НАН ведут к ее кончине», — посетовал Ашот Сагян.
Он выразил надежду, что никто из присутствующих не желает уничтожения НАН, которой уже 80 лет. «Академия наук Армении должна быть сохранена, совершенствоваться и служить развитию и процветанию страны», — сказал Ашот Сагян.
Отвечая на гамлетовский вопрос президента НАН, президент РА Ваагн Хачатурян сказал: «В этом зале мы вновь встретимся. Не может так случиться, чтобы НАН перестала существовать, так как Армения не может существовать без науки и образования». И этими словами вызвал аплодисменты присутствующих в зале.
Нынешним летом в Армении началось протестное движение с требованием отставки Никола Пашиняна, которое возглавил архиепископ Баграт Галстанян. Митингующие подходили к различным учреждениям, к учебным заведениям и звали присоединиться к ним.
Подошли они также и к Президиуму НАН. Но никто не вышел к ним, а их представителя не впустили в здание — руководство НАН решило сохранить нейтралитет. Академики ведь понимают, что проект «Академический город» нереален.
В 2026 году в Армении будут проводиться парламентские выборы, после чего Национальным Собранием будет назначен новый премьер-министр. Маловероятно, что им вновь окажется Никол Пашинян.
А прекращение финансирования институтов НАН, если они заартачатся и не захотят переехать в Академгородок, намечается с 1 января 2027 года. Кроме того, на недавней пресс-конференции Тобиас Кейл, заместитель директора немецкой компании, разрабатывающей генеральный план Академгородка, сказал, что для полной реализации проекта потребуется 20-30 лет и ни один университет в ближайшую пятилетку не переедет на эту территорию.
Армянская пословица гласит: «Либо осел сдохнет, либо его хозяин умрет». Руководители НАН, видимо, полагают, что нынешний хозяин исчезнет, а НАН, как и в прошлые разы, сохранится.
Григор ЭМИН-ТЕРЬЯН
Фото Пресс-службы НАН