11.01.2023
В своем телеграм-канале академик РАН Алексей Хохлов сообщил о том, что в России стала недоступной база данных Scopus.
«В связи с тем, что реферативная база данных Scopus перестала быть доступной в России (вслед за базой Web of Science, которая недоступна с начала мая), уместно пояснить, как ученые использовали эти инструменты в своей работе, — пишет ученый. — Тем более, что «на слуху» далеко не самые важные для ученых функции этих баз данных: учет цитируемости отдельных ученых и список реферируемых журналов, ранжированных по квартилям.
Эти второстепенные функции как раз легко заменить «национальными» базами: в отношении цитируемости российских ученых все данные собраны на elibrary.ru, а подход к составлению «Белого списка» журналов для «зачетных» публикаций недавно реализован в Минобрнауки (осталось, правда, решить вопрос о рейтинговании журналов из «Белого списка»).
Однако, международные базы данных использовались учеными, в основном, для других целей. Например, для того, чтобы правильно поставить задачу, надо внимательно посмотреть, что сделано в данной узкой области другими исследователями. А для этого изучить литературу по ключевым словам (или по недавним ссылкам на важные предшествующие статьи), убедиться в оригинальности своей идеи. Выбрать методы исследования, изучить статьи с изложением этих методов. И затем, по ходу своего исследования следить за тем, что публикуется по данному направлению, при написании статьи по результатам работы правильно ссылаться на соответствующие статьи.
С помощью Web of Science и Scopus вся эта работа делается гораздо проще: ведь сейчас научных журналов очень много, и без таких баз данных практически невозможно ориентироваться в безбрежном море мировой научной информации. Сделать «национальную базу» с подобными функциями чрезвычайно сложно: для этого надо убедить все хорошие мировые журналы регулярно присылать нам метаданные по всем вышедшим статьям (т.е. заголовки статей, авторов и их аффилиации, abstract статьи, списки цитированной литературы).
Цель данного поста – сформулировать реальную проблему, возникшую из-за прекращения доступа к основным мировым базам научного цитирования, и показать ее важность для развития научных исследований в России, предостеречь от «шапкозакидательской» риторики. В настоящий момент я не могу предложить готовые пути решения описанной проблемы. Но, безусловно, соответствующие обсуждения на площадках Минобрнауки и РАН должны быть проведены в ближайшее время».