Девиз Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024) в этот раз: «Основа многополярности — формирование новых центров роста».
Форум проводится при поддержке Минэкономразвития Российской Федерации и администрации Санкт-Петербурга. Деловая программа делится на четыре блока: «Переход к многополярной модели мировой экономики», «Российская экономика: цели и задачи нового цикла», «Здоровое общество, традиционные ценности и социальное развитие — приоритет государства», «Технологии, обеспечивающие лидерство».
Всего запланировано свыше 100 мероприятий, в которых примут участие более тысячи спикеров и модераторов. Кроме сессий и панельных дискуссий на ПМЭФ-2024 предусмотрены бизнес-завтраки и обсуждение проблем на специализированных деловых площадках. На участие получено 17 тысяч заявок от представителей из 136 стран и территорий.
В прошлом году сделок было подписано на 3,8 триллиона рублей. В этом, по мнению экспертов, сумма контрактов, заключенных на ПМЭФ-2024, может составить 4-5 триллионов.
В день открытия прошел ряд бизнес-диалогов с зарубежными партнерами. Среди них — «ЕАЭС — АСЕАН» (Евразийский экономический союз — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), «Россия — Африка», «Россия — Латинская Америка», «Россия — Китай», «Россия — ЮАР».
В рамках сессии «Научно-техническое сотрудничество и подготовка кадров» состоялась Российско-африканская конференция «Вода дороже золота», модератором которой выступил вице-президент Российской академии наук, председатель Научного совета РАН по глобальным экологическим проблемам Степан Калмыков.
Сегодня вода — предмет войн и мирных соглашений, ее нужно сберегать, очищать, делить с соседями, а значит, готовить специалистов, которые могут это делать грамотно и эффективно. Об этом и шел разговор на сессии.
Так, чрезвычайный и полномочный посол Республики Мали в Российской Федерации Сейду Камиссоко отметил, что африканским специалистам необходимо повысить свои компетенции. Для этого представители Мали и России на полях Петербургского международного экономического форума подпишут соглашение о подготовке российскими университетами кадров для Мали в сфере водных ресурсов, чтобы богатство рек Сенегал и Нигер, которые протекают через Мали, можно было правильно использовать.
«Нам нужны именно программы подготовки специалистов, — сказал дипломат. — Мы хотели бы не только подписать меморандум с университетами, но и начать активно работать с ними».
Российско-Африканский сетевой университет (РАФУ) — проект, стартовавший в 2021 году. Образовательная модель РАФУ представляет собой единый пул курсов и дисциплин, имеющихся у участников консорциума, на русском, английском и французском языках.
Основная миссия Российско-Африканского сетевого университета — объединение образовательного пространства России и Африканского континента.
— Насколько я знаю, Максим Николаевич, именно Санкт-Петербургский политех с лета прошлого года является базой для российско-африканского взаимодействия? — поинтересовался Степан Калмыков у руководителя проектного офиса РАФУ, старшего преподавателя Высшей школы международных отношений Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Максима Залывского.
— Абсолютно верно, — ответил Максим Залывский. — Санкт-Петербург становится локомотивом всего российско-африканского образовательного сотрудничества. Есть в северной столице и известный Горный университет, который собрал консорциум технических вузов.
А мы объединяем более широкое представительство учебных заведений из Африки и России. Еще год назад в наш консорциум входили 12 российских университетов и научных центров, в общем количестве 42 участника. Сейчас это 74 российских вуза, представляющих географию от Тихого океана до Калининграда, от Ростова-на-Дону до Мурманска.
И еще мы привлекли за неполные 12 месяцев девять новых африканских стран (в консорциуме их было 2, сейчас 11), а это более 30 вузов Черного континента, в основном из его северной части.
По утверждению представителя университета Петра Великого, задача — сделать консорциум не просто формальным объединением, а действительно работающим механизмом.
В этом году уже 19 российских вузов участвуют в летнем многопрофильном университете РАФУ. И из 19 целевых программ, которые предлагают студентам из африканских стран, пять связаны с экологией или с водой, рассказал он.
— Правильно ли я понимаю, что вы предлагаете самые разные форматы, начиная от летних школ до дополнительного образования? Могут быть и магистерские программы, разработанные под конкретные задачи? — поинтересовался академик Калмыков.
— Конечно, мы хотим, чтобы в Россию приезжали талантливые студенты и поступали в аспирантуру. Есть механизмы олимпиад, благодаря которым мы можем принять на учебу африканскую молодежь за счет российских квот.
Директор Института исследований континентальных водных объектов Российского государственного гидрометеорологического университета, генеральный директор Научно-исследовательского центра «Лимнология и гидрология» Шамиль Поздняков рассказал о комплексной оценке состояния водных объектов.
— Очень бы не хотелось дойти до ситуации, которую описал американский комик Стивен Райт: «Я вчера купил пачку порошковой воды, но не знаю, чем ее разбавлять», — сказал он.
— Водные ресурсы — это обеспечение устойчивого развития и безопасности любой страны. Особенно вопрос актуален для Африки. Крайне важна информация о качестве водных объектов, и в этой связи необходимо вести постоянный контроль их экологического состояния. Важнейшим условием эффективности такого контроля является его оперативность.
Ученый предложил систему диагностики кризисных экологических ситуаций на водных объектах, включающую в себя ограниченное число параметров. Они позволяют получить информацию, достаточную для объективной оценки ситуации.
Диагностику можно проводить на территории целых стран за очень сжатые периоды времени, буквально за один гидрологический год.
Завкафедрой строительства систем и сооружений водоснабжения и водоотведения Российского государственного геологоразведочного института им. Серго Орджоникидзе Елена Гогина сделала обзор возможных международных научно-технических аспектов сотрудничества, сосредоточившись на некоторых сложностях, возникающих сегодня в системе образования в водной отрасли.
Например, она предложила объединить изучение водных ресурсов с решением задач по водоснабжению и водоотведению в городах, а в рамках сотрудничества с африканскими государствами — создать совместные образовательные программы.
— Правильно я понимаю, что вы готовы принимать наших африканских коллег на свои образовательные программы, в том числе отправлять в реальный сектор экономики на практику, чтобы они видели, как это происходит? — поинтересовался Степан Калмыков.
— Принимать на обучение точно готовы. Насчет практики есть сложности: отправить иностранного гражданина на практику в нашей стране пока трудно.
— Есть выход. В рамках квот африканцы получают образование в течение четырех лет, — заметил Максим Залывский. — Мы вышли с предложением разделить квоты на «два плюс два». Соответственно, два года они могли бы у нас как в базовом вузе учиться в России, а дальше два года — в Африке, где огромное количество мест, предприятий, где они могут проходить практику.
Андрей СУББОТИН