Американские ученые выявили пять основных и 39 локальных структурных особенностей мозга, которые увеличивают вероятность раннего употребления алкоголя и наркотиков у подростков. Эти результаты, полученные в рамках крупного исследования ABCD, помогают глубже понять биологические причины формирования зависимостей.
Проект Adolescent Brain Cognitive Development (ABCD), запущенный Национальными институтами здоровья США (NIH) около десяти лет назад, нацелен на изучение интеллектуального и поведенческого развития детей. В рамках исследования почти 10 тысяч подростков и их родителей регулярно проходили МРТ и опросы. Около трети участников начали употреблять алкоголь или наркотики до 15 лет, что позволило ученым проследить связь между структурой мозга и ранним развитием зависимости.
«Наши данные помогут раскрыть двустороннюю связь между структурой мозга и развитием зависимости. Это шаг к разработке точных методов прогнозирования»,
– Алекс Миллер, доцент Университета штата Индиана
Исследование выявило, что подростки с определенными особенностями мозга, например, необычно тонкой корой в префронтальной области и утолщением в других регионах, чаще рано начинали употреблять алкоголь и наркотики. Аналогично, небольшой объем правой части хвостатого ядра также ассоциировался с повышенным риском.
Помимо крупных изменений, были обнаружены десятки локальных структурных вариаций, многие из которых существовали у подростков еще до начала употребления. Это ставит под сомнение распространенную гипотезу, что зависимости развиваются исключительно из-за изменений в мозге, вызванных алкоголем или наркотиками.
«Эти результаты могут радикально изменить наши представления о механизмах развития зависимости и открыть новые пути для профилактики»,
– Алекс Миллер
Собранные данные в сочетании с информацией о генетических и социальных факторах создают базу для разработки новых подходов к раннему прогнозированию риска зависимости. Исследование подчеркивает важность понимания биологических предпосылок, лежащих в основе сложного поведения подростков, и необходимость интеграции научных знаний в профилактику.