30.09.19
Слово «глиобластома» в последние дни не исчезает из заголовков печатных и интернет-изданий. Самый агрессивный вид рака мозга, который унес жизни Жанны Фриске, Дмитрия Хворостовского, Михаила Задорнова, теперь угрожает Анастасии Заворотнюк. Ажиотаж вокруг этой темы понятен, говорят психологи. Люди не только по-человечески сочувствуют актрисе, но и боятся за свою жизнь. Многие начинают «примерять» на себя симптомы страшной болезни. Итак, что нужно знать о глиобластоме, «Поиску» рассказал Алексей Улитин, директор Российского научно-исследовательского нейрохирургического института имени профессора А. Л. Поленова— филиала ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России, д.м.н.,заслуженный врач России, один из ведущих специалистов по этому виду опухоли.
Чем глиобластома отличается от других опухолей головного мозга?
Глиобластома— одна из самых агрессивных опухолей не только мозга, но и всего организма. Ее источником являются астроциты – клетки, основной функцией которых является разграничение и опора для нейронов, а также трофическая (питательная) и репаративная (восстановительная) роль. На долю глиобластомы приходится в среднем около 20 % всех первичных опухолей головного мозга.
«Вообще, если упрощать, все опухоли можно разделить на внемозговые и внутримозговые, — объясняет Алексей Улитин. — Внемозговые, как правило, доброкачественные. Достаточно их удалить — и у больного есть все шансы на полное выздоровление. К счастью, таких опухолей достаточно много, иначе профессия нейрохирурга, нейроонколога была бы весьма драматичной. А вот со второй группой опухолей, которые развиваются из астроцитов, из астроглии, все гораздо сложнее. Их нельзя полностью удалить, поскольку они обладают диффузным ростом, глубоко внедряясь в ткань здорового мозга. Это значит, что около 10% раковых клеток рассеяны на некотором расстоянии от основного узла, часть из которых – даже в противоположном полушарии. Примерно в 5% случаев глиобластома представлена множественными очагами в головном мозге, и до настоящего времени не вполне понятно, имеют данные узлы метастатический характер, или же развиваются одновременно. Хотя опухоль может метастазировать и в другие органы – кости, легкие, лимфатические узлы.
Причины возникновения
Доподлинно о причинах возникновения глиобластомы не знает никто. Ясно только одно: это генетическая поломка в организме, как и любой другой вид рака. Но что становится «спусковым крючком»?
«Факторы, которые действительно бы вызвали развитие именно глиобластом, не установлены, — говорит Алексей Улитин.— Как и в случае с любыми другими типами опухолей мозга, несколько больше риск у тех людей, которые подвергались воздействию ионизирующего излучения. В частности, известно, что после Чернобыльской катастрофы значительно увеличилось число злокачественных опухолей мозга – как среди взрослых, так и среди детей. Несколько чаще болеют люди, которые имеют дело с ароматическими углеводородами, например с бензолом – те, кто работают на нефтехимических производствах. Есть определенная связь с травмами головы, но несущественная. По данным западных исследований, несколько чаще болеют люди интеллектуальных профессий, а также лица, проживающие рядом с источниками электромагнитных полей (высоковольтные линии электропередач). Но если говорить честно, четко определенных этиологических факторов в развитии глиобластомы не установлено».
Какие симптомы должны насторожить?
Симптомы глиобластомы очень сильно зависят от того, в каком участке головного мозга расположена опухоль и включают в себя общие симптомы, связанные с увеличением внутричерепного давления – головная боль, тошнота, рвота, головокружение и локальные симптомы – нарушение двигательных функций, чувствительности, речи, праксиса, эпилептические припадки и т.д. Но, в принципе, такие же симптомы могут сопровождать и любую доброкачественную полушарную опухоль, большая часть из которых также развивается из астроцитов, но обладает более доброкачественным течением – хотя, увы, лишь до поры до времени – почти все «доброкачественные» астроцитарные опухоли рано или поздно превращаются в злокачественные – в ту же глиобластому.
«Чаще всего глиобластома развивается в лобной доле (просто она самая большая), что сопровождается когнитивными расстройствами, эпилептическими припадками, нарушением движений в конечностях. Новообразование в мозжечке проявляется проблемами с координацией движений, нарушением статики — то есть человека внезапно может «качнуть». Вообще есть достаточно четкие зоны в головном мозге, которые отвечают за движение, чувствительность, речь и прочие функции (хотя последние исследования показали, что представительство различных функций в коре головного мозга представлено более широко). Так вот – рост опухоли или появление в этих зонах любого патологического процесса (например, абсцесса) также будет сопровождаться нарушением речи – больной может перестать понимать обращенную к нему речь, или испытывать затруднения в произношении слов. При локализации опухоли в области центральных извилин (у человека их две – передняя отвечает за двигательные функции, задняя – за чувствительные), будут нарушаться чувствительность тех или иных отделов тела или начнутся проблемы с движениями в конечностях. Если опухоль располагается рядом со зрительными нервами, то вполне вероятно ухудшение зрительных функций – снижение остроты зрения или выпадение полей зрения. Если опухоль появляется рядом с нервами, отвечающими, скажем, за глотание, слух, симптомы будут уже связаны с нарушением слуха, глотания, дикции. Ну и, разумеется, раздражение коры головного мозга часто сопровождается эпилептическими припадками в самых разнообразных формах. При кровоизлиянии в опухоль (а глиобластома весьма склонна к кровоизлияниям), симптоматика может быть очень бурной — как при инсульте».
Как узнать наверняка, есть рак или нет?
Онкомаркеров, которые могли бы указать на ту или иную опухоль мозга, не существует (кроме, разве что, некоторых герминогенных опухолей – развивающихся из зародышевых клеток и имеющих относительно благоприятный прогноз). При некоторых видах аденом гипофиза может увеличиваться содержание в сыворотке крови пролактина, кортикотропина или соматотропного гормона, а при некоторых видах параганглиом увеличивается концентрация дофамина, что позволяет грамотному врачу заподозрить неладное. Но для глиобластомы таких маркеров нет, и «золотым стандартом» диагностики подавляющего большинства опухолей мозга является в настоящий момент магнитно-резонансная томография (МРТ) – обязательно с контрастом.
«Компьютерные томографы менее чувствительны к диагностике опухоли головного мозга, а аппарат МРТ, даже не самый мощный (хотя и не слабее 1,5 Тесла), с этой задачей справится. Но обязательно нужно контрастирование, поскольку опухоль иногда может иметь плотность, схожую с плотностью мозга. И часто только по накоплению контраста мы отличаем новообразование от нормальной ткани. Чем интенсивнее накапливается контраст, тем опухоль злокачественней. Это практически аксиома для церебральных опухолей».
Если поставлен диагноз «глиобластома»
К сожалению, эффективно лечить глиобластому или даже длительно поддерживать состояние ремиссии современная медицина пока еще не научилась.
«Глиобластому не зря называют одной из самых «злых» опухолей организма, — объясняет Алексей Улитин. — Дело в том, что даже если опухоль имеет небольшие размеры и локализацию, позволяющую выполнить радикальное ее удаление, рецидив, увы, все равно наступит — рано или поздно. Причем «поздно» — это уже через 2–3 года. Процент пятилетней выживаемости при глиобластомах перешагивает лишь 5 человек из 100, а средняя выживаемость составляет около 12 –14 месяцев.
При выявлении у пациента глиобластомы нейрохирурги делают операцию только в том случае, если у человека после нее не ухудшается качество жизни.
«Бывает, опухоль такой локализации, что оперировать ее нецелесообразно – мы не только не удалим опухоль, но еще и ухудшим качество жизни пациента, который оставшиеся ему месяцы жизни (и так – не долгие) может провести в постели. А ведь за это время он мог бы осуществить какие-то свои мечты, выполнить какие-то планы! — говорит специалист. —У нас, к примеру, была одна женщина с глиобластомой (уже весьма пожилая), которой мы смогли продлить жизнь на полтора года – впоследствии она говорила, что удалось выполнить некоторые вещи, о которых мечтала – съездить с внуком в Финляндию, посмотреть какие-то спектакли. После появления рецидива опухоли от повторной операции, прогноз которой был уже неоднозначен, она отказалась».
Перспективные методы
Но все-таки понемногу современная медицина отвоевывает недели и у глиобластомы. В первую очередь, речь идет о создании моноклональных антител, синтез которых ведется последнюю четверть века, создано уже несколько десятков, и применение их позволяет увеличить продолжительность жизни больных с 14 до 20 и даже 30 месяцев. Есть надежды индивидуальные противоопухолевые вакцины. В данном направлении Российский институт им. проф. А.Л. Поленова совместно с лабораторией клеточной биологии ПИЯФ достиг определенных, но пока еще скромных результатов.
Еще одно перспективное направление – протонная терапия.
«Например, в Соединенных Штатах Америки планируется через 10 лет каждого четвертого больного раком лечить с помощью протонной терапии. Но насколько она эффективна при глиобластомах, еще предстоит узнать», — резюмирует Алексей Улитин.