Николай Васильевич Склифосовский обладал удивительным даром: все, что привлекало его внимание, он начинал совершенствовать и двигать вперед. Непрерывно учился, делал операции по своим оригинальным методикам и шел против течения.
Биография Склифосовского
Николай Васильевич Склифосовский появился на свет 25 марта (6 апреля) 1836 года на хуторе Карантин близ города Дубоссары Тираспольского уезда Херсонской губернии. Здесь находилась карантинная зона для людей и товаров, прибывавших с турецкой стороны. Обедневший дворянин Василий Склифосовский, отец семейства, в котором росло 12 детей, трудился в карантинной конторе. После смерти жены он определил младших детей в Одесский дом для сирот. Так началась самостоятельная жизнь Николая. Оказавшись вдали от дома, мальчик не растерялся и стал налегать на учебу, окончил гимназию с серебряной медалью, а в 1855 году он поступил на медицинский факультет Московского университета.
Одним из его педагогов был известный хирург своего времени Федор Иноземцев, тот самый, который одним из первых среди русских хирургов начал применять эфирный наркоз. Еще до поступления в университет Николаю посчастливилось слушать лекции Иноземцева и это, несомненно, повлияла на выбор Склифосовским медицинской специализации. Как и его учитель, он решил стать хирургом.
Вернувшись в Одессу с медицинским дипломом, он принялся активно оперировать, параллельно много занимаясь топографической анатомией, препарируя трупы. С первых шагов в профессии он привык отдаваться работе без остатка: как-то раз его нашли в помещении, где производят вскрытия тел, лишившимся чувств от усталости.
Хирургия того времени не разделялась по направлениям, что вполне соответствовало интересам Склифосовского, ведь в медицине было столько неизведанного! Его коньком вскоре стали гинекологические операции, которые тогда мало кто делал. В 27 лет Николай Васильевич защитил докторскую диссертацию «О кровяной околоматочной опухоли».
В 1866 году Склифосовский отправился на стажировку в Европу и за два года прошел обучение у нескольких европейских профессоров. Тогда же он получил и свой первый практический опыт в военно-полевой хирургии. Для того чтобы отправиться в качестве врача на австро-прусскую войну в составе прусской армии, он обратился к российскому правительству и получил такое разрешение. На фронте Николай Васильевич трудился на перевязочном пункте и в прифронтовом лазарете, нередко оперируя под свист пуль. Позже в его жизни будут еще две войны – франко-прусская и сербско-черногорско-турецкая, в которых Склифосовский принял участие как военный врач и хирург-консультант. А в 1877 году, уже как ведущий хирург Русской императорской армии, Склифосовский отправится на русско-турецкую войну. Те, кто знал его тогда, вспоминали, что вид он всегда имел безупречный: на генеральском кителе никогда не было ни пылинки. Оставалось только удивляться, как ему удавалось сохранять этот холеный на вид, часами стоя у операционного стола. Через руки Склифосовского в ту войну прошло около 10 000 раненых. Однажды под Шипкой он не спал трое суток, и очень часто не имел времени даже на нормальный обеденный перерыв, ограничиваясь куском хлеба и глотком вина.
Кроме операционных, Николая Васильевича всегда влекло желание делиться полученными знаниями и опытом и организовывать медицинскую деятельность наилучшим образом. В 1880-х годах он стал деканом медицинского факультета Московского университета, а вскоре по его инициативе при факультете началось возведение на Девичьем поле так называемого Клинического городка. Большую часть денег на строительство Склифосовский лично раздобыл у министра финансов Сергея Юльевича Витте. Помогло средствами и купечество. В 13 зданиях возведенного Клинического городка разместились 15 клиник и 8 научных институтов. Все было устроено в соответствии с новейшими требованиями организации медицинского и исследовательского дела. Немецкий ученый, врач Рудольф Вирхов, который хорошо знал Склифосовского с тех пор, как тот стажировался у него, писал: «В центре Европы создан центр науки, который и по направлениям, и по рангу своих представителей принадлежит одному из лучших, какой только может показать нация… Учитесь у русских». Сегодня в зданиях городка расположены клиники и факультеты Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова.
Многие из новшеств, которые разрабатывал и применял на практике Николай Склифосовский, скептически воспринимались его коллегами. Когда его пригласили заведовать хирургической клиникой баронета Вилье, трудившиеся там хирурги-клиницисты открыто выступили против Склифосовского и его противогнилостного метода в лечении ран. А один из хирургов французской школы так отозвался об использовании Николаем Васильевичем антисептического метода Листера: «Не смешно ли, что такой крупный человек, как Склифосовский, боится таких мелких творений, как бактерии, которых он даже не видит!».
Но Склифосовский умел убеждать и щедро в выступлениях и статьях делился с другими врачами полученным богатейшим опытом. Для пропаганды нового медицинского опыта он лично создал, редактировал и поддерживал финансово несколько журналов, таких как, например, «Хирургическая летопись» и «Летопись русской хирургии». Также он стал одним из учредителей Хирургического общества Пирогова, созданного в год юбилея и кончины выдающегося хирурга и собравшего в своих рядах многих видных русских врачей. Активное участие принимал Склифосовский и в организации Пироговских съездов, где обсуждались не только медицинские, но и общественно-политические вопросы.
Достижения Склифосовского в медицине
Какие операции делал Склифосовский?
- Лапаротомия (вскрытие брюшины), являющаяся составной частью многих операций на внутренних органах, Николай Склифосовский стал делать первым в России. Впервые он применил лапаротомию при выполненных им гинекологических операциях, которые также стали новшеством в отечественной медицине.
- Гастростомия. Эту операцию по созданию искусственного входа в полость желудка для непосредственного введения туда пищи Склифосовский также выполнил одним из первых в России. В отличие от зарубежных врачей он стал проводить гастростомию не в два, а в один прием, считая, что выжидание несет риск для больного.
- Операции на желудке, желчном и мочевом пузыре. Здесь Склифосовский также во многом был пионером среди отечественных врачей. Вскрытие мочевого пузыря с последующим наложением шва по методу Склифосовского еще долгое время применялось хирургами для лечения мочекаменной болезни и опухолей.
- Операции на печени. Оперировал Склифосовский и печень, заметив по поводу таких вмешательств, что «область применения их будет расширяться, и печень станет доступной, как и всякий другой паренхиматозный орган брюшной полости».
- «Замок Склифосовского». Склифосовский выполнял не только полостные операции. Один из его методов вошел во все мировые учебники по хирургии как «замок Склифосовского», он же «русский замок». Речь идет об операции при неправильном сращивании кости после перелома, или ложном суставе. Склифосовский предложил концы костей со сделанными особым образом распилами соединять наподобие замка.
- Операции по вырезанию языка при злокачественных опухолях, операции по удалению зоба, резекция обеих челюстей по поводу новообразования – все эти операции, проводившиеся Склифосовским, были тогда редкими хирургическими вмешательствами. При манипуляциях в области гортани особую трудность представляла подача наркоза, в данном случае хлороформа, который тогда вводился через дыхательные пути. Склифосовский разработал для этой цели специальный аппарат. Он вообще уделял особое внимание применению наркоза, что позволило дольше и качественнее проводить операции.
Хирургическое лечение, за которое брался Склифосовский, всегда было строго обоснованным, и каждый больной, поступавший в клинику, проходил тщательное обследование.
Внедрение: асептики и антисептики
Важнейшим вопросом в развитии хирургии XIX века стала борьба с инфицированием ран, в том числе операционных, поскольку инфекция нередко сводила на нет все усилия хирургов. Настоящей революцией, совершенной до открытия антибиотиков, стало появление асептики, предупреждающей возникновение инфекции в ране, и антисептики, борющиеся с ее развитием.
Внедрение асептики и антисептики в российской хирургии началось с Николая Пирогова. Пирогов предложил разделять больных на чистых и гнойных, а также стал применять антисептические вещества и растворы. Склифосовский активно применял новые методы в собственной хирургической практике.
Поначалу Склифосовский обратился к антисептическому методу Листера (прим.ред: назван так по имени английского хирурга Джозефа Листера), где в основе лежало использование 2-3%-ного раствора карболовой кислоты, или фенола. На раны накладывалась многослойная повязка, состоявшая из шелковой ткани, марли и бинта, пропитанных карболкой. Раствором карболовой кислоты обрабатывали шовный и перевязочный материал, хирургические инструменты, операционное поле, руки хирурга и воздух в операционной, где обеззараживающее средство разбрызгивали при помощи специального приспособления.
Все эти антисептические мероприятия намного снизили смертность от послеоперационных инфекционных осложнений. Но, поскольку карболовая кислота обладает выраженным токсическим воздействием на больного и самого хирурга, Склифосовский впоследствии заменил ее раствор на йодоформ и раствор сулемы, или дихлорида ртути.
Антисептические методы вскоре уступили первенство асептическим, то есть предварительной обработке всего, что может занести инфекцию в рану при хирургическом вмешательстве. Склифосовский первым в России стал стерилизовать хирургические инструменты, перчатки и халаты, а также послеоперационные перевязочные средства. Обработка проводилась в небольшом аппарате – прообразе современного автоклава, где под действием нагретого воздуха уничтожались не только болезнетворные микроорганизмы, но и их споры. Стерилизация инструментов и материалов вкупе с антисептическими мероприятиями представляла собой эффективный противогнилостный метод, на котором настаивал Склифосовский и который сделал возможным само дальнейшее развитие хирургии.
Склифосовский и военно-полевая хирургия
Склифосовский, применивший свои врачебные навыки на четырех войнах, продолжил дело Пирогова и стал одним из лучших военно-полевых хирургов второй половины XIX века. В военных условиях он строго соблюдал правила гигиены и санитарии, которых придерживался во время работы в клинике, и требовал от медицинского персонала неукоснительно им следовать. Поэтому такие болезни как тиф или дизентерия, тогдашний бич прифронтовых госпиталей, почти не встречались в его отделениях.
Медицинское дело на фронте требовало и особой организации, чем и занялся Склифосовский. Для помощи пострадавшим в отдаленных местах фронта организовывали медицинские «летучие бригады». Все помещения в госпиталях стали делить на три группы: сортировочную, операционную и гипсовую. Раненых распределяли также по трем группам: те, кому оказывали помощь немедленно, те, кем можно было заняться в течение нескольких часов и получившие незначительные ранения. Подобный принцип сортировки раненых сохранился до сих пор.
Как Склифосовский учил своих студентов
Склифосовский сделал преподавание клинической хирургии в Московском университете более наглядным. Студенты начали много времени проводить в клиниках при университете: дежурили у постелей пациентов по ночам, делали перевязки, ассистировали на операциях, а по воскресеньям присоединялись к врачебным обходам, которые проводил Склифосовский.
Избранные научные работы Склифосовского и их значение
Склифосовским опубликовано около 100 работ, посвященных хирургии. В статьях «Оперативные лечения неподвижности коленного сочленения», «К вопросу о пироговском остеопластическом отнятии голени», «Вырезывание языка после предварительной перевязки язычных артерий», «Вырезывание зоба», «Thyreotomia при новообразованиях в полости гортани», «Резекция обеих челюстей», «Идеальная холецистостомия», «Гастростомия при сужении пищевода», «Употребление йодоформа в хирургии» и других Склифосовский изложил методы удачно проведенных им операций. В своей работе «О ранениях брюшины» он писал о рисках полостных операций и способах избежать осложнений.
В таких статьях, как «Наше госпитальное дело на войне» или «В госпиталях и на перевязочных пунктах во время Турецкой войны», а также в работах, собранных в книге «Спасая жизни. Дневник военного хирурга» Склифосовский делился собственным опытом фронтовой хирургии.
Семейная жизнь Склифосовского
В пору молодости в жизнь Николая Васильевича вошла Елизавета Густавовна Морген, ставшая его первой супругой. В семье родилось трое детей. Но в одну из нередко вспыхивавших тогда эпидемий тифа Елизавета заразилась коварной болезнью и в 24 года скончалась.
Оставшихся без матери детей воспитывала гувернантка, Софья Александровна Шильдер-Шульднер, которая и стала второй супругой Николая Васильевича. Она сопровождала Склифосовского в поездках на фронт, стойко переносила тяготы походной жизни, ухаживала за ранеными и всячески поддерживала мужа. «После трех-четырех операций кряду, – вспоминала жена Склифосовского, – часто при высокой температуре в операционной, надышавшись за несколько часов карболкой, эфиром, йодоформом, он приходил домой с ужаснейшей головной болью, от которой отделывался, выпив маленькую чашечку очень крепкого кофе».
В браке с Софьей Александровной у Склифософского родилось еще четверо детей. Увы, большинству потомков Николая Васильевича была суждена трагическая судьба. Один из сыновей умер в младенчестве, другой скончался в 17-летнем возрасте от туберкулеза почек. Но на этом отцовская драма хирурга не исчерпывалась. Сын Склифосовского Владимир в шестнадцать лет вступил в террористическую организацию. А вскоре получил задание – убить полтавского губернатора Митрофана Катеринича, который был дружен со Склифосовским-старшим и нередко заезжал к нему на обед. Владимир, с детства знавший отцовского приятеля, не смог выполнить задания, но и признаться товарищам в «проступке» не посмел и покончил с собой. С той поры Склифосовский запретил называть семейную усадьбу как прежде Отрада, построил школу для крестьянских детей в честь погибшего сына и завещал похоронить себя рядом с Владимиром.
Семейные трагедии и работа на пределе возможностей подкосили энергичного и деятельного Склифосовского. После перенесенного инсульта Николай Васильевич уехал в свою усадьбу. Он старался восстановить здоровье, пошел на поправку и даже занялся садоводством. Но 30 ноября 1904 года Склифосовского не стало. На мраморной плите его могилы высечены слова другого великого врача, Гиппократа: «Светя другим, сгораю сам».
Память о Склифосовском
Имя Николая Склифосовского носят:
- Научно-исследовательский институт скорой помощи в Москве и Институт клинической медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова. Учебное заведение ведет свое начало с медицинского факультета Московского университета, который возглавлял Николай Васильевич;
- в честь 260-летия Первого Московского государственного медицинского университета в Москве на Большой Пироговской улице открыт памятник Склифосовскому.
Интересные факты о Николае Склифосовском
- По воспоминаниям современников на первой операции, где Склифосовский присутствовал, будучи студентом, он упал в обморок.
- Склифосовский неизменно поддерживал женщин, стремившихся заниматься медициной. На русско-турецкой войне он руководил группой женщин-хирургов. Впоследствии они прислали доктору-юбиляру телеграмму такого содержания: «Мы шлем благодарность за то, что Вы настаивали на равном для нас с мужчинами-врачами образовательном цензе и поддерживали нас Вашим высоким авторитетом в самую трудную минуту первого выступления на практическом поприще, предоставив нам на театре освободительной войны самостоятельную врачебную деятельность».
- По поводу 25-летия врачебной практики Склифосовского коллеги хотели устроить торжества. Он же, будучи человеком скромным, отказался.
- Во время поездки в Германию Склифосовский научился самостоятельно варить пиво.
- Склифосовский круглый год в любую погоду ездил утром к Москве-реке купаться, а зимой для него специально делали прорубь.
- Николай Васильевич никогда не повышал голоса и никому не тыкал. Фельдшеру, с которым много лет работал вместе, неизменно говорил: «Господин Савицкий, будьте любезны подать ляпис».
- Консилиум врачей, в котором участвовал Склифосовский, обнаружил у Николая Пирогова злокачественную опухоль языка и предложил ему хирургическое лечение. «Склифосовский хороший врач, – сказал Пирогов. – Но такую операцию смог бы успешно провести только один хирург: я сам». После смерти Пирогова Николай Васильевич винил себя в том, что тогда не проявил настойчивости. Тем более что статью «О вырезывании языка…» он опубликовал годом ранее.
- В то время, когда Хирургическое общество Пирогова захотело установить в Клиническом городке памятник выдающемуся хирургу, в России воздвигали монументы прежде всего царям и полководцам. Но Склифосовский добился разрешения на установку памятника у самого императора Николая II.
Николай Склифосовский в книгах и фильмах
Книги о выдающемся хирурге:
- Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко. «Склифосовский». Серия «ЖЗЛ»;
- Андрей Кушнерев. «Николай Склифосовский. Зодчий от медицины».
Фильмы о Склифосовском и связанные с его именем:
- «Склифосовский», из документального цикла «Хранители жизни»;
- «Склифосовский», сериал о буднях современных врачей и медицинских сестер, работающих в знаменитой больнице;
- продолжение сериала «Склифосовский» – «Море. Солнце. Склифосовский».
Вопрос – ответ
Чем прославился Склифосовский?
- Первым в России стал делать хирургические операции на самых разных органах, прежде всего – в брюшной полости.
- Совершенствовал способы введения наркоза.
- Внедрял принципы асептики и антисептики.
- Много сделал для развития военно-полевой хирургии.
- Активно участвовал в организации медицинского дела.
- Занимался просветительством.
Кто построил больницу имени Склифосовского?
В 1923 году на базе Шереметевской больницы бывшего Странноприимного дома был организован институт неотложной помощи, которому присвоили имя Николая Васильевича а Склифосовского. Сейчас лечебное заведение называется «Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы».
Кто такой Николай Склифосовский?
Ученый, врач-клиницист, хирург, педагог и общественный деятель. Последователь Николая Пирогова, много сделавший для увековечивания его памяти. Пример для всех врачей в служении своему призванию.
Ирина Кравченко
Изображение на обложке: AI-generated by A.Romantsova