Неоднозначный результат. Кетодиета не уберегла ткани головного мозга от последствий инсульта

Исследователи обнаружили, что хотя кетодиета, первоначально предназначенная для облегчения симптомов эпилепсии и предполагаемая как средство защиты нервных клеток от нарушений метаболизма, не оказывает помощи животным в борьбе с повреждениями мозга после инсульта. Несмотря на то, что такой рацион изменяет активность ряда генов в головном мозге и состав кишечной микрофлоры, его влияние остается неоднозначным.

Кетогенная диета, характеризующаяся высоким содержанием жиров до 70–80%, было разработано для уменьшения эпилептических припадков. Она содержит мало углеводов, и в качестве источника энергии предполагалось, что организм будет использовать продукты распада жиров вместо глюкозы, что должно было предотвращать судороги. На основе этого предполагалось, что такой рацион может быть полезен для лечения и профилактики инсульта.

Однако данные о влиянии низкоуглеводного питания на метаболизм мозга после инсульта остаются противоречивыми. В рамках исследования ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова вместе с коллегами изучали изменения в обмене веществ головного мозга крыс при обычном и кетогенном питании после искусственного вызова инсульта.

54 крысы были разделены на две группы: одна получала углеводное питание, другая — кетогенное. Через два месяца у каждой группы животных был вызван инсульт путем пережатия средней мозговой артерии. После двух недель исследователи анализировали активность генов в мозге и обнаружили значительные изменения при обоих типах диеты: при углеводной изменилась активность 10 449 генов, а при кетогенной — 11 389.

Инсульт активировал множество генов, связанных с воспалением, иммунным ответом и развитием стволовых клеток, что указывает на развитие воспалительных процессов в мозге. Несмотря на это, кетодиета не оказала влияния на размер повреждений или скорость восстановления после инсульта.

Исследование микробиома кишечника показало изменения при кетодиете: увеличение бактерий Firmicutes и снижение Bacteroidota и Proteobacteria. Эти изменения могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для организма, включая усиление нейровоспаления.

Хотя мы выявили ряд генов, активность которых меняется при кетогенной диете, а также перемены в микробном составе кишечника при таком типе питания, обилие жиров в рационе не помогло уменьшить вызванные инсультом повреждения в мозге. Поэтому нельзя сказать об однозначной пользе кетодиеты, и относиться к ней следует с осторожностью. В дальнейшем мы планируем подробнее исследовать отдельные молекулярные пути, на которые воздействует кетогенная диета, чтобы понять, почему она приводит к таким неоднозначным эффектам.

• Егор Плотников, доктор биологических наук, профессор РАН, заведующий лабораторией структуры и функции митохондрий НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В. Ломоносова.

Таким образом, влияние кетодиеты на здоровье после инсульта остается предметом дальнейших исследований.

Результаты работы, поддержанной грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.

В исследовании принимали участие сотрудники Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН (Черноголовка), Российского университета дружбы народов (Москва) и Воронежского государственного университета (Воронеж).

Фото на обложке: участники научного коллектива. Источник: Егор Плотников, предоставлено РНФ