Фиксируя перемены. Екатеринбург описывает свою историю

В конце августа столица Урала красиво отметила свое 300-летие, хотя, строго говоря, ее днем рождения считается 18 ноября (7 ноября по старому стилю) 1723 года, когда в цехах Екатерининского железоделательного завода осуществили пробный пуск так называемых кричных бÓевых молотов. Долгое время нынешняя столица Урала была прежде всего одним большим заводом, городом металлургов, купцов и ремесленников. С тех пор произошли грандиозные перемены, требующие осмысления. В преддверии круглой даты вышла в свет обновленная энциклопедия Екатеринбурга — двухтомный труд большого коллектива исследователей, прежде всего ученых Уральского отделения РАН (главный редактор — доктор экономических наук директор благотворительного фонда «Добрососедство» Виктор Маслаков, руководитель работы — член-корреспондент РАН Игорь Побережников). По просьбе «Поиска» о том, как готовилась книга, рассказал заместитель главного редактора ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, доктор исторических наук Константин БУГРОВ:

— Константин Дмитриевич, после выхода первого издания энциклопедии прошло более двадцати лет. Много ли информации обновлено?
— За этот срок не только многое изменилось в жизни самого города, но и существенно вырос объем научных знаний о нем. Много было сделано екатеринбургскими учеными, появились их серьезные обобщающие работы. И, что не менее важно, наступила эпоха цифровизации: были оцифрованы и стали доступны исследователям новые материалы, появились мощные интернет-сообщества, накапливающие полезное знание. Поэтому и новая редакция обширнее: если в первом выпуске было примерно 1700 статей в одном томе, то сейчас их порядка 3000, и энциклопедия вышла в двух томах.

— Что нового удалось открыть исследователям и лично вам как историку?
— По многим позициям заранее составленного словника (списка необходимых статей) оказывалось, что мы чего-то не знаем или представляем себе достаточно поверхностно. Очень часто нам задавали встречные вопросы городские организации, к которым мы обращались за архивными материалами, они и сами хотели узнать больше об истории своих предшественников.
Еще интересный момент: энциклопедия высвечивает вертикальные родственные связи. Мы привыкли говорить о династиях предпринимателей дореволюционной поры: Рязановых, Казанцевых и т. д. Но и после 1917 года обнаружилась масса интересных примеров: династия ученых Садовских, династия врачей Прудковых или З.Маковкина — знаменитая учительница, а ее сын — видный журналист. Когда эти фамилии стоят в энциклопедии рядом, династии становятся зримыми.

Конечно, такой объем работы не мог быть выполнен только силами ИИиА УрО РАН. В ней деятельно участвовали многие авторы, прежде всего из институтов Уральского отделения, других научных организаций, а также вузов города, отдельные знатоки и исследователи.

Энциклопедия не замыкается пределами последних трехсот лет. Это, естественно, относится к «природному» блоку, включающему статьи о рельефе, ландшафте, гидрографии. Коллеги из Института экологии растений и животных написали обширные статьи о городских флоре и фауне. Еще одно направление, уходящее в глубь веков, — археологическое наследие. Человек в долине реки Исеть жил издревле, на территории города находится огромное число ископаемых памятников.

Медицинский блок охватывает период от основания госпиталя екатеринбургских заводов первой половины XVIII века до современного больничного строительства. Увы, период до 1917 года в этом смысле изучен лучше, а вот по советскому времени пришлось собирать данные по крупицам. У нас, к сожалению, пока нет единой истории городского общего и специального образования, пожалуй, энциклопедия — первый шаг в этом направлении.

В новом выпуске много статей о промышленных и коммерческих предприятиях, предпринимателях, инженерах, новаторах. Особо хочу отметить, что в нее вошли биографии героев Социалистического Труда, а также выдающихся личностей времен Великой Отечественной войны, таких как визовский сталевар Нурулла Базетов или уралмашевский слесарь-лекальщик Анатолий Чугунов, токарь Леонид Мехонцев с «Уралэлектротяжмаша», которые гремели на всю страну. В деталях охарактеризован боевой и трудовой подвиг города в годы Великой Отечественной войны.

Наиболее сложен по своей структуре блок, связанный с искусством и культурой, включающий не только «классическую» область, но и, например, цикл статей о прославившихся на всю страну рок-группах. Подробно отражены демографические процессы, религиозный ландшафт, архитектура и градостроение.

И, конечно, особое внимание мы уделили науке. Мне кажется, можно по-разному определять Екатеринбург, но все же его основная роль — центр науки и техники. Да, у нас богатое горнозаводское прошлое, однако не менее значима и история города большой науки, культурного и образовательного центра. Одна только наша академическая наука достойна отдельной энциклопедии с информацией о конкретных лабораториях. Объем статей, связанных с Уральским отделением РАН и его институтами, — почти четверть миллиона компьютерных знаков. А есть еще и отраслевые институты, такие как УНИХИМ, ВУХИН, Уральский институт металлов, «Уралмеханобр». Екатеринбург может гордиться, что в академической среде здесь успешно трудились такие выдающиеся конструкторы, как Георгий Химич, Владимир Макаров, Николай Семихатов. К 1991 году Свердловск по объему научных публикаций уступал только Москве, Ленинграду и Новосибирску, по числу государственных премий в сфере науки и техники — только Москве и Ленинграду. Исторический путь развития науки в городе суммирован в обобщающей статье, подготовкой которой руководил председатель УрО РАН академик Виктор Руденко.

— Широта тематического охвата впечатляет. Тиража-то на всех желающих приобрести хватит?
— Выпуск двухтомника — лишь начало нового этапа работы над энциклопедией Екатеринбурга. Ад-министрация города уже подготовила сетевой ресурс, в котором будут представлены все материалы нынешней редакции. Более того, планируется дополнять и уточнять этот контент с определенной периодичностью; таким образом, мы получим общедоступный и постоянно актуальный свод знаний о нашем городе, это совершенно другой уровень. Уже сейчас появляются дополнения как по персоналиям, так и материалы о развитии Екатеринбурга. Будут новые выборы академиков, новые чемпионы в спорте, новые звездные имена в музыке и театре, и дело энциклопедии — реагировать на эти изменения, вносить коррективы.

— Сейчас страна активно развивает внутренний туризм. Может ли ваше издание способствовать повышению интереса к Екатеринбургу?
— Наша энциклопедия — это научно-справочный труд. Именно поэтому она может служить достоверным фундаментом для тех, кого интересует городская история, в том числе для создателей туристического контента: путеводителей, экскурсионных маршрутов, карт и буклетов. Мы постарались ликвидировать определенный дисбаланс «изученности»: историки с удовольствием занимались первыми двумя столетиями жизни города, но сравнительно мало уделяли внимания советскому периоду. Тому были объективные причины: что-то казалось очевидным и не требующим фиксации, что-то — «секретным» и не подлежащим публикации в открытой печати. Но именно на последнее столетие приходится взрывной рост города: если в начале ХХ века его население составляло лишь 50 тысяч человек, то к середине века оно выросло в десять раз, а к 1970-м годам перевалило за миллион. Фактически у нас еще не до конца сформирован «пантеон», тот круг деятелей истории XX столетия, которых нужно знать, которые олицетворяют собой город. Энциклопедия, полагаю, является важным шагом на этом пути.

Андрей ЯКУБОВСКИЙ, Андрей ПОНИЗОВКИН

Нет комментариев