Исследователи Университета Вермонта совместно с Институтом Санта-Фе создали математическую модель, объясняющую феномен вирусного распространения контента в сети, а также причины его быстрого угасания, сообщает "Газета.ру".
В отличие от традиционных моделей, представляющих распространение информации как ветвящееся дерево, где идея передается неизменной от человека к человеку, новая модель учитывает эволюцию информации в процессе передачи. Иными словами, шутка может стать смешнее, слух – правдоподобнее, а вирус – заразнее благодаря мутациям.
«Мы вдохновлялись лесными пожарами. Огонь разгорается сильнее в густом лесу и слабеет на пустырях. То же самое происходит с информацией: в одних условиях она усиливается, в других угасает», — объяснил Сид Реднер, профессор Института Санта-Фе.
Согласно разработанной модели, на каждом этапе распространения идея может как потерять, так и приобрести привлекательность. Утрата привлекательности быстро прерывает цепочку, в то время как даже незначительное улучшение увеличивает вероятность масштабного распространения. Это объясняет, почему большинство публикаций и слухов остаются незамеченными, а некоторые внезапно становятся вирусными.
«Раньше считалось, что для этого нужно особое критическое состояние системы. Но наша работа показывает: достаточно того, что «качество» идеи может меняться по ходу распространения», — отметил Лоран Эбер-Дюфрен из Университета Вермонта, ведущий автор исследования (цитата по Газета.ру).
Исследователи полагают, что данная модель поможет глубже понять процессы формирования убеждений, распространения ложной информации и социальных «заражений». В дальнейшем они планируют проверить теорию на основе реальных данных.
Изображение: фрипик


