Задание: выплыть

Академическая экспертиза освобождается от бумажного балласта

В ушедшем году Российская академия наук существенно продвинулась в развитии независимой научной (научно-технической) экспертизы — одного из основных направлений своей деятельности. Об этом рассказал на последнем декабрьском заседании Президиума РАН вице-президент академии Андрей Адрианов.
Он сообщил, в частности, что запущена Информационно-аналитическая система (ИАС) «Научно-методическое руководство и экспертная деятельность РАН», интегрированная со всем известной ЕГИСУ НИОКТР (Единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения).
Теперь в Российскую академию наук будут поступать объекты, верифицированные заказчиком — федеральным органом исполнительной власти, тогда как раньше приходилось терять время на сверку информации. ИАС позволит автоматизировать подбор экспертов в соответствии с классификаторами, расчет стоимости экспертиз и подготовку документов на оплату.
Все связанные с экспертизой действия будут производиться непосредственно в системе. Там, г де это предусмотрено нормативными актами, планируется отказаться даже от печатных версий экспертных заключений, заказчик будет получать через ИАС документы, заверенные квалифицированными электронными подписями должностных лиц — профильных вице-президентов РАН.
Цифровизация позволит осуществлять единый ввод отчетных материалов через ЕГИСУ НИОКТР, а не добавлять многократно в различные системы одни и те же данные. В ИАС РАН данные будут загружены после подтверждения со стороны финансирующего исследования ведомства.
— Новый порядок снизит бюрократическую нагрузку на ученых. В последнее время и мы в РАН просто тонули в бумагах. В отделениях жаловались, что не хватает шкафов для их хранения, — отметил Андрей Адрианов.
На следующем этапе (к апрелю) в РАН планируют запустить аналитический блок ИАС.
— В задачи академии входит не только выдавать результаты экспертизы, но и использовать эту информацию для анализа состояния научных исследований в стране, — подчеркнул докладчик.
В истекшем году были сделаны серьезные шаги и по совершенствованию законодательства, нацеленного на развитие правовых основ экспертной деятельности. Минобрнауки разработало и в декабре выставило на общественное обсуждение законопроект, в котором закрепляется понятие научной (научно-технической) экспертизы, устанавливаются критерии и механизмы ее проведения, а также правила осуществления мониторинга и оценки эффективности расходования ассигнований федерального бюджета, направляемых на поддержку исследований и разработок гражданского назначения. Этот же документ закрепляет задачи РАН по проведению экспертизы в интересах органов государственной власти.
Описанный инструментарий пока только затачивается, до сих пор многое приходилось докручивать вручную. Работы было очень много. Как сообщил Андрей Адрианов, в 2021-м академия провела научный анализ 18,5 тысячи разнообразных объектов: федеральных и региональных программ, стратегий и концепций; проектов нормативно-правовых актов в области науки, инноваций и интеллектуальной собственности; программ развития организаций; проектов тематик исследований, включаемых в планы научных работ, и отчетов по ним, а также монографий и запросов по патентным спорам.
Любопытно, что около 7% из более чем 9000 проектов научных тематик получили отрицательные заключения РАН. В итоге организации были вынуждены актуализировать, а то и полностью пересматривать свои планы.
— Экспертиза РАН становится реальным инструментом научно-методического руководства, — заявил Андрей Адрианов.
Вице-президент РАН с удовлетворением заметил, что на уровне отделений выстраивается работа с директорским корпусом, который начинает чувствовать пользу от внешней экспертизы, реально содействующей поиску новых путей развития организаций.
При формировании проектов научных тем на 2022 год Минобрнауки и Минфин совместно с РАН провели эксперимент по сквозной экспертизе через государственные системы. Посредством ЕГИСУ НИОКТР были успешно осуществлены планирование научных тем, экспертиза РАН и принятие решения о финансировании в системе «Электронный бюджет». Опыт решено масштабировать. Таким образом, научная экспертиза РАН становится необходимым условием финансирования.
РАН постоянно обновляет и наращивает свой экспертный корпус, Сейчас он состоит из 4490 тысяч ведущих ученых. Среди них 376 академиков и 556 членов-корреспондентов РАН, 302 профессора РАН, 52 члена других госакадемий.
— Корпус экспертов РАН — это де-факто национальный корпус экспертов Российской Федерации, поскольку в него входят представители более трех тысяч научных организаций, причем не только академических институтов, но и вузовского сектора науки и госкорпораций.
В планы академии входит пополнение экспертного пула, особенно в тех областях, где на работающих сегодня экспертов ложится большая нагрузка: в сельскохозяйственных, общественных, медицинских и физиологических науках.
Еще одну проблему обозначил академик РАН Геннадий Красников. Он заявил о необходимости прописать в специальном положении механизм ранжирования проектов, финансирование по которым распределяется на конкурсной основе. В таких случаях важно не только дать оценку всем поступившим заявкам, но и сравнить их между собой. Поддержавший коллегу глава РАН Александр Сергеев заявил о том, что академия обязательно должна заниматься такой работой, и напомнил об итогах проведения экспертизы программ развития вузов, проходивших отбор на участие в программе «Приоритет-2030». Тогда Экспертный совет РАН принял решение не формировать свой список победителей. В итоге он все же провел рейтингование проектов, и результаты во много совпали с вердиктом конкурсной комиссии министерства. Хотя по ряду позиций академические эксперты предполагали другие расклады.
— Отказ от ранжирования приводит к тому, что это за нас делает кто-то другой, и нечего потом пенять на результат, — подчеркнул Александр Сергеев.
Более успешным оказалось взаимодействие РАН и Минобрнауки при проведении конкурса масштабных научных проектов мирового уровня. Списки победителей, которые конкурсная комиссия министерства выстроила на основе формальных показателей, а РАН — на основе экспертной оценки, полностью совпали. Вторая очередь этого конкурса на финансирование с 2022 года проведена в декабре. Благодаря этому ученые получат средства на исследования в начале года. Своевременное проведение этого конкурса и доведение средств до получателей теперь должно стать нормой.
В РАН надеются, что постепенно будет расширяться сектор экспертных работ, выходящих за рамки выполнения государственного задания. Пока объем такой деятельности, а значит, и внебюджетного финансирования экспертизы невелик, однако есть основания надеяться на рост заказов, отметил Андрей Адрианов. В последнее время Академия наук заключила много соглашений с госкорпорациями, бизнес-структурами, субъектами Российской Федерации, которые заинтересованы в квалифицированном анализе своих программ развития и крупных проектов. Договоренности об экспертном сопровождении ряда направлений уже действуют.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев