Сберечь пакет!

Профсоюз РАН встал на защиту остатков ведомственной социальной сферы

На днях свой 30-летний юбилей отметил Профсоюз работников Российской академии наук. Для общественной организации возраст немалый, есть что вспомнить. Образовался профсоюз в сложный период, когда в стране сменялись исторические эпохи. В перестроечные годы ученым приходилось отстаивать само право на существование в стране государственной науки и академии.
Серьезным достижением последующих лет в профсоюзе считают активное участие в реализованном руководством РАН пилотном проекте по совершенствованию системы оплаты труда в академических организациях. Результатом стал заметный рост зарплат ученых. Успешными были и проводившиеся в 2010-х годах акции за увеличение финансирования фондов поддержки фундаментальной науки и корректировку закона о госзакупках.
Сегодня профсоюз плотно вовлечен в реализацию ведомственной жилищной программы, работает над совершенствованием нормативной базы в сфере трудовых отношений. Профсоюзные структуры разного уровня откликаются на постоянно возникающие у научных коллективов проблемы и благодаря налаженной системе социального партнерства решают их достаточно результативно.
В общем, как отметил в приветствии профсоюзному активу на торжественном собрании в Центральном доме ученых вице-президент РАН Сергей Алдошин, вместе с академией, которая через год отметит 300-летие, профсоюз прошел десятую часть общего трудного, но славного пути.
Увы, чиновники изрядно подпортили ученым праздничное настроение. Достоянием профсоюзной общественности стало письмо из аппарата правительства в Министерство науки и высшего образования, в котором говорится о предложениях Минфина по «оптимизации количества, структуры и штатной численности» подведомственных Минобрнауки организаций.
Министерству предлагается рассмотреть вопрос о реорганизации или ликвидации ряда учреждений, «наличие которых его полномочиями не обосновано». Освободиться предлагается также от профильных, но малочисленных структур и тех организаций, которые «не получают средств из федерального бюджета и осуществляют исключительно приносящую доход деятельность».
В «расстрельном» списке — 19 ведомственных академических детских садов во Владивостоке, Улан-Удэ, Сыктывкаре, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Москве. Планируется изменить их организационно-правовую форму и передать в ведение местных властей.
Шесть домов ученых в Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске, Черноголовке, Троицке, Пущино предложено «присоединить к иным учреждениям, осуществляющим схожие полномочия, либо ликвидировать». Подобные меры предусмотрены и для ряда научных и образовательных учреждений, а также опытных станций, ФГУП жилищно-коммунального и административно-хозяйственного профиля.
Профсоюз работников РАН и его региональные организации не согласны с таким решением и намерены отстаивать право иметь в академгородках ведомственные социальные объекты, критически необходимые для закрепления в организациях специалистов, в том числе молодежи. Представители профсоюза довели эту позицию до сотрудников Минобрнауки.
— Мы будем делать все, чтобы у наших работников сохранился тот небольшой социальный пакет, который уцелел в ходе реформ. Считаем намеченную «тотальную оптимизацию» неправильным подходом. Когда в 2013 году у РАН отбирали подведомственные организации, нам обещали, что освободят ученых от «несвойственных функций», а не от ведомственной социальной сферы, — заявил заместитель председателя профсоюза, руководитель Томской региональной организации Георгий Ивлев.
По его словам, в академгородках проблема с местами в детских садах вовсе не является надуманной. Наличие садиков внутри академической системы обеспечивает сотрудникам возможность устраивать в них детей в первоочередном порядке.
— Например, в микрорайоне Екатеринбурга, где компактно проживают сотрудники институтов, жилмассив не обеспечен детскими садами, — отметил Георгий Ивлев. — Как только ведомственный детсад уйдет в муниципалитет, наши молодые специалисты немедленно окажутся в хвосте длинной очереди, а чтобы доехать до других муниципальных садов, им в часы пик придется пробиваться через автомобильные пробки.
Непростая ситуация складывается и во Владивостоке, в Красноярске, Новосибирске. Однако на Урале есть еще одна серьезная проблема — многие сотрудники ведомственного сада проживают в служебных квартирах. При передаче учреждения городу их семьи придется выселять.
Эти вопросы представители профсоюза обсуждали в разных департаментах Минобрнауки.
— Мы пытались объяснить, что нельзя одной рукой молодых ученых поддерживать, а другой осложнять им жизнь, — рассказал Георгий Ивлев. — Сейчас министерство реализует для выпускников вузов программу трудоустройства на научно-исследовательские позиции. А если молодой семье некуда будет отвести ребенка? Нас попросили собрать информацию о том, сколько сотрудников институтов водят детей в ведомственные сады, и сообщить о возможных негативных последствиях перевода их в другую подведомственность. Занимаемся этим вопросом.
Один из вариантов решения проблемы, предлагаемый чиновниками Минфина, — «спрятать» непрофильные объекты под крыло крупных организаций. Однако этот способ подходит только для вузов, для научных учреждений он не годится.
— Я привел сотрудникам министерства пример Института программных систем РАН в Переславле-Залесском, — продолжил Георгий Ивлев. — Там до начала реформы РАН успешно действовала целая образовательная цепочка: детский сад с бассейном и компьютерными классами, профильные подразделения школы, Международный детский компьютерный лагерь, университет, аспирантура, докторантура. В результате в маленьком городке выращивали столько высококлассных специалистов, что в институте не хватало ставок, и ребят расхватывали ведущие столичные IT-компании. И все это пошло под нож из-за непреодолимых бюрократических препон, которые возникли в ходе реформ.
Профсоюзные активисты поборются и за дома ученых.
— В полученном документе говорится, что дома ученых «осуществляют популяризацию науки», и тут же предлагается решение — «ликвидировать». Это происходит в Десятилетие науки, — удивляется Георгий Ивлев. — «Артподготовка» уже началась: на следующий год бюджеты всех домов ученых сильно сократили. Но мы не собираемся сдаваться. Дома ученых в академгородках — это уникальные, любимые жителями учреждения с прекрасными коллективами, давней историей и традициями. В упомянутых бумагах говорится, что предложения Минфина не являются заранее принятым решением, а значит, Минобрнауки при наличии аргументированных возражений может некоторые объекты отстоять и доказать необходимость сохранения их самостоятельности и подведомственности. И профсоюз поможет это сделать.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев