Помогут чем могут

Как научным институтам вписаться в систему образования

17.03.2023

Исследовательские организации теперь имеют больше возможностей для ведения образовательной деятельности. Если раньше они могли организовывать обучение по программам магистратуры, аспирантуры, ординатуры и дополнительной профессиональной подготовки, то после принятия Федерального закона от 06.02.2023 года №15-ФЗ этот список пополнился еще и специалитетом. Таким образом, теперь вузы и научные организации вроде бы уравняли в праве заниматься подготовкой кадров в системе высшего образования.
Порядок формирования перечня участников программы подготовки специалистов определит постановление правительства. Его проект разработан Министерством науки и высшего образования и проходит общественное обсуждение на сайте regulation.gov.ru. В документе обозначены критерии получения права на специалитет. Среди них — наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, опыт реализации образовательных программ магистратуры, аспирантуры, ординатуры не менее чем по 25 специальностям и направлениям, выполнение организацией научных проектов с участием студентов.
Министерством подготовлен также проект распоряжения правительства о том, что с момента принятия закона осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета имеет право Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова. Этот центр в рамках пилотного проекта с 2018 года обучает студентов по специальности «Лечебное дело». Сейчас там в экспериментальном режиме обучаются около восьмисот студентов. Учитывая успех проекта, центру будет дано право продолжать реализацию программы специалитета до 2024 года без прохождения дополнительных процедур. Скоро «зеленая улица» будет предоставлена и прочим научным организациям, удовлетворяющим установленным критериям.
Готовы ли НИИ и ФИЦ воспользоваться открывшимися возможностями? Эта тема обсуждалась на круглом столе «Система подготовки и повышения квалификации кадров для стекольной отрасли», который проводился в рамках состоявшейся недавно в Москве международной выставки «Мир стекла-2023».
Об итогах дискуссий «Поиску» рассказала ведущая круглого стола заместитель директора по научной работе Института химии силикатов РАН Наталья ТЮРНИНА:
— Сразу отмечу, что появившаяся перспектива реализации программ специалитета у моих коллег, занимающихся в научных институтах образовательной деятельностью, большого энтузиазма не вызвала. Совершенно очевидно, что для основной массы НИИ такая деятельность — неподъемная задача. Чего стоит одно только требование иметь опыт обучения магистрантов и аспирантов по 25 специальностям. Для этого в штатной структуре управления институтом должно существовать крупное специализированное подразделение. Кроме того, необходимы преподавательские кадры и развитая инфраструктура — лекционные аудитории, общежития, столовые, спортзалы, оснащение для практических занятий.
Понятно, что перед первопроходцами встанет и много других вопросов. Пока не понятно, например, увеличат ли с учетом запросов НИИ контрольные цифры приема студентов или институтам придется бороться с вузами за имеющиеся бюджетные места.
Даже магистратура в научных организациях не получила широкого распространения, хотя НИИ имеют право выпускать магистров с 2013 года и очень заинтересованы в молодых специалистах, подготовка которых ведется с прицелом на решение определенных исследовательских задач. Когда мотивированные ребята под руководством сильных ученых начинают работу по теме будущей диссертации еще студентами, по окончании аспирантуры у них, как правило, не возникает проблем с защитой. В итоге ряды научных сотрудников пополняются квалифицированными специалистами.
В последнее время все чаще поступают запросы на качественную подготовку исследователей и от предприятий отрасли.
Однако практика показала, что за организацию магистратуры берутся в основном крупные институты и научные центры, обладающие свободными средствами и ставками.
Академические магистратуры немногочисленны, зато те, что существуют, имеют очевидные преимущества перед вузовскими, поскольку в них практикуется «штучный» подход к подготовке каждого студента.
Участники нашего круглого стола пришли к выводу, что для широкого круга научных организаций из всех видов образовательной деятельности сегодня наиболее актуальны те, что основаны на сетевом взаимодействии в области образовательных программ с вузами.
Очевидно, однако, что механизмы организации совместной работы должны совершенствоваться. Это относится, например, к такой традиционной форме сотрудничества, как базовые кафедры. Сейчас они являются структурными подразделениями вузов. Большинство научных организаций ведет работу в рамках таких общих программ на безвозмездной основе. В лучшем случае сотрудников НИИ оформляют в качестве совместителей. На наш взгляд, институты должны входить в число организаторов базовых кафедр наряду с вузами и получать отдельное финансирование на эти цели.
Скажу несколько слов о специфике близкой мне отрасли. У предприятий по производству стекла существует большой запрос на программы дополнительного профессионального обучения (ДПО). Между тем в стране остались всего три вузовские кафедры, которые готовят инженеров-технологов для стекольной промышленности. Поэтому многие компании сталкиваются с нехваткой технологов. Выпускники вузов предпочитают промышленным структурам научные организации и коммерческие фирмы.
Заводы готовы брать технологов со среднеспециальной подготовкой, при этом они рассчитывают, что такие сотрудники будут получать дополнительные знания и навыки в рамках программ повышения квалификации. И мы можем оказывать им такую поддержку. Сейчас ИХС РАН прорабатывает вопрос по открытию сетевых программ ДПО в области керамических материалов, золь-гель-технологий, функциональных покрытий, физической химии стеклообразного состояния, в том числе во взаимодействии с Гусевским стекольным колледжем.
Интерес к программам ДПО сегодня проявляют многие научные организации. Это самая доступная для НИИ возможность и делиться своими компетенциями, и привлекать кадры, и зарабатывать на образовательной деятельности. Бюрократии в институтах, прямо скажем, поменьше, чем в вузах, поэтому они быстрее реагируют на запросы от предприятий и регионов на обучение по вновь возникающим направлениям и специальностям. Научные организации в большинстве случаев реализуют программы ДПО на высоком уровне, обеспечивая индивидуальный подход. В вузах же такое переобучение нередко поставлено на поток и носит формальный характер.
Развитие образовательных программ ДПО усиливает позиции научных организаций, повышает их общую эффективность, дает возможность привлекать потенциальных партнеров и заказчиков.
Пример коллег из Института общей и неорганической химии РАН, которые активно развивают программу ДПО на базе своего центра коллективного пользования, показывает, что такие услуги востребованы не только производственными структурами. В ЦКП ИОНХ РАН работе на современном исследовательском оборудовании и новейшим способам обработки результатов наряду со специалистами из заводских лабораторий обучаются и молодые ученые из других институтов.
Убеждена, что деятельность научных организаций по разработке и реализации востребованных программ ДПО должна поощряться, например, в рамках процедуры оценки результативности.
Своим пониманием образовательной миссии научных организаций поделился и один из участников круглого стола, заместитель генерального директора ФИЦ «Кольский научный центр» Евгений БОРОВИЧЕВ.
— Стало общим местом говорить, что уровень подготовки кадров падает и молодежь идет в науку неохотно. Все это так. И, казалось бы, нам стоит приветствовать решение о том, что научные организации получили возможность обучать студентов по программам специалитета. Увы, подавляющее большинство исследовательских центров не сможет воспользоваться предоставленным законодателями шансом. Самый первый вопрос: каким образом НИИ смогут обеспечить преподавание общих дисциплин, включая философию и физкультуру?
Значит, у нас остаются уже имеющиеся и достаточно эффективные механизмы, например, базовые кафедры в вузах, в рамках которых НИИ с третьего курса готовят студентов к исследовательской деятельности.
У Кольского научного центра РАН есть почти тридцатилетний опыт работы базовых кафедр в Апатитском филиале Мурманского государственного технического университета и Кольском филиале Петрозаводского государственного университета. Благодаря этой деятельности в регионе сформирован костяк квалифицированных горняков, геологов, химиков и экологов.
В КНЦ РАН давно работает аспирантура. С некоторых пор мы стали вести образовательный процесс и в рамках магистратуры. У нас две программы с бюджетными местами — по геологии и информационным системам и технологиям.
Какой резон нам этим заниматься? Готовим кадры и для себя, и по заказу промышленных партнеров: АО «Фосагро», Кольской горно-металлургической компании, Кольской атомной станции.
По заказам бизнеса мы организуем программы ДПО от рассчитанных на распространенные запросы — по контрактной системе в сфере закупок, организации экологического туризма до специализированных — по геолого-маркшейдерскому обеспечению планирования горных работ в системе MINEFRAME.
Мы считаем образовательную деятельность необходимой компонентой работы научной организации. В условиях глобальной неопределенности людям необходимо давать возможность освоить максимально широкий набор компетенций, что позволит им успешно адаптироваться к меняющимся условиям. Академическим структурам эта миссия по плечу.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев