Почувствовать разницу! Ученые хотели бы поверить власти.

Мартовская сессия Общего собрания Российской академии наук стала важным событием в жизни РАН. Члены и гости собрания дали оценку начальному этапу реформ и совместно задали вектор дальнейшего движения. Об этом на пресс-конференции по итогам собрания рассказали президент РАН Владимир Фортов и член Президиума Сибирского отделения РАН Анатолий Деревянко, получивший на сессии главную академическую награду 2014 года — Большую золотую медаль имени М.В.Ломоносова.
Глава РАН отметил, что лейтмотивом собрания было высказанное большинством выступавших мнение, что реформа академической системы должна выйти на новый уровень, который характеризовался бы “улучшением не для чиновников и наукометристов, а для реальных ученых”.
— С этим у нас проблемы: ученые видят в основном негативные тенденции, — подчеркнул Владимир Фортов. — Очень мало изменений к лучшему — не на бумаге, не в декларациях, а на практике.
В академии придают большое значение участию в собрании премьера Дмитрия Медведева, заявил президент РАН. По его словам, в выступлении главы правительства “прозвучало много вдохновляющего” для академического сообщества. Журналистам, разумеется, хотелось знать, как соотносятся слова и дела, когда можно ждать реальных подвижек в решении важных для ученых вопросов. Однако академики были осторожны в оценках.
По поводу четкого разграничения полномочий РАН и ФАНО и введения принципа “двух ключей” в управлении академическими организациями руководитель академии сообщил: “Сделан первый шаг, прошло совещание на уровне Правительства РФ. У меня есть протокол, где расписано, как поделить юридическое поле между участниками процесса и устранить двусмысленности. Достаточно ли этих мер, покажет жизнь”.
В проекте итогового документа Общего собрания РАН содержится призыв к власти организовать аналог советского Госкомитета по науке и технике (ГКНТ). Представители СМИ поинтересовались, каковы перспективы решения этого вопроса, уже давно обсуждаемого профессиональным сообществом. Владимир Фортов подчеркнул, что в настоящий момент идея создания нового ГКНТ как никогда актуальна.
— В связи с непростой экономической и политической ситуацией обострились проблемы, которые надо решать при помощи академии, — отметил он. — Но РАН — это только часть большого научно-технического комплекса. В него входит еще и прикладная наука, которая и по объемам финансирования, и по кадровому составу превосходит академию приблизительно в десять раз, однако остается практически “бесхозной”.
— Кроме того, необходимо разу­мно расходовать средства, выделяемые на науку: желательно, чтобы эту деятельность координировал один орган, — дополнил коллегу Анатолий Деревянко.
Интересовались корреспонденты и внутренними делами Академии наук. Был задан, в частности, вопрос, когда в РАН пройдут выборы новых членов. В соответствии с законом о реорганизации РАН они могут состояться только через три года после принятия нового устава академии, то есть не ранее октября будущего года, пояснил академик Фортов. Однако заметил при этом: “Мы собираемся обратиться к президенту и правительству с предложением провести выборы раньше: РАН нуждается в притоке новых энергичных ученых”.
Тема выборов обсуждалась и на недавнем заседании Президиума РАН, часть которого также была посвящена итогам Общего собрания. Бывший президент академии Юрий Осипов заявил, что РАН должна готовиться к выдвижению кандидатов уже сейчас, и был поддержан многими коллегами. Академик-секретарь Отделения медицинских наук Владимир Стародубов предложил по примеру Российской академии образования провести выборы академиков из числа членов-корреспондентов досрочно. Он отметил, что никакого нарушения в этом нет: РАН пока не может выбирать новых членов, но в результате указанного действия они и не появятся. Зато такой ход поможет к моменту основной выборной кампании определиться с числом вакансий членкоров, что, в свою очередь, позволит без суеты отобрать наиболее достойных.
Обновление рядов остро необходимо в связи с появлением у РАН новых функций, прописанных в законе о реорганизации госакадемий, отмечали участники заседания. Впрочем, силами одних членов академии, без участия широкого круга ученых, задачи по научно-методическому руководству всеми государственными исследовательскими организациями, оценке результатов их работы, экспертизе крупных проектов решить невозможно. Это хорошо понимают и в РАН, и в ФАНО.
На Общем собрании глава агентства Михаил Котюков предложил руководству Академии наук совместно подготовить регламент привлечения подведомственных агентству организаций к выполнению возложенных на РАН задач. Об этом членам президиума напомнил член-корреспондент Алексей Лопатин, не так давно назначенный заместителем руководителя ФАНО (ранее он был заместителем академика-секретаря Отделения биологических наук РАН по научно-организационной работе).
— РАН и подведомственные ФАНО институты — это единое академическое сообщество, — поддержал идею проводивший заседание вице-президент РАН Валерий Козлов. — Нужно детально разобраться, как нам выстроить систему взаимоотношений. Давайте двигаться в этом направлении.
Обсуждали члены президиума и еще один вопрос, детали которого предстоит проработать в самое ближайшее время, — о научных руководителях институтов. Возможность введения в академических НИИ таких должностей прописана в Федеральном законе №443-ФЗ от 22 декабря 2014 года. Однако до сих пор не ясно, как должны назначаться научные руководители и каков их статус. Между тем в связи с массовыми перевыборами директоров кандидатов на эти посты становится все больше. Главный ученый секретарь Президиума РАН Михаил Пальцев сообщил, что Кадровая комиссия РАН готовит проект соответствующего положения, который вскоре будет обсужден на заседании президиума.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев