В языке саха (якутском) существует богатейшая палитра слов и выражений для описания гнева — от легкого раздражения до неконтролируемой ярости. К такому выводу пришли исследователи из Северо-Восточного федерального университета и Якутского научного центра СО РАН, впервые детально изучившие, как эта сильная эмоция отражается в лексике и устойчивых оборотах якутского языка.
Исследование показало, что гнев в якутской картине мира — это не просто «разозлиться». Язык тонко фиксирует все оттенки и стадии этой эмоции. Например, простое раздражение может выражаться фразой «встать с постели уже раздраженным» (аналог русского «встать не с той ноги»). Когда эмоция нарастает, в ход идут выражения, связанные с физиологией: «кровь кипит» или «живот вздувается от злости».
Но самые яркие и мощные описания высшей степени гнева связаны с образами дикой природы и мифологии. Разъяренного человека могут описать так, будто в него «вселился медведь-волк» или он «надел волчью шкуру», становясь беспощадным. А состояние неконтролируемой ярости сравнивается с одержимостью злым духом «абаасы» — центральной фигурой якутской мифологии. Эти метафоры, понятные каждому носителю культуры, показывают, как эмоция выходит за пределы самоконтроля.
Ученые выделили целый спектр глаголов, описывающих гнев. Есть базовое и нейтральное «кыыһыр» (сердиться). Но эмоцию можно усилить с помощью специальных наречий или парных глаголов: например, «кыыһыр-абар» означает уже не просто разозлиться, а «прийти в ярость». Отдельные слова описывают внутреннее, скрытое кипение («кыйахан» — раздражаться из-за мелочей) или, наоборот, бурное внешнее проявление с криками и жестами («сирбиэтэн»).
Особую выразительность языку придают фразеологические междометия — эмоциональные восклицания, которые служат своего рода «предохранителями», позволяя выпустить пар. Это могут быть и проклятия в адрес обидчика, и яркие формулы вроде «чтобы золото сыпалось из его рта!», выражающие крайнее нетерпение и раздражение молчанием собеседника.
Проведенная работа — больше, чем лингвистический анализ. Она помогает реконструировать внутренний мир человека якутской культуры, показать, как через язык формируется его эмоциональный опыт и отношение к сильным чувствам. Исследование открывает путь к более глубокому пониманию связи между языком, мышлением и культурными особенностями народа саха, сохраняющего уникальные и живые способы выражения человеческих эмоций.
Исследование опубликовано в «Томском журнале лингвистических и антропологических исследований»


