Мирная сила Алтая. Добрососедские отношения различных культур проанализировали философы

Выбрав для поселения красивейшие места Алтая, напоминавшие среднерусские пейзажи, старообрядцы-кержаки жили строго и мирно. Общались с соседями-алтайцами, обменивались лучшими практиками хозяйствования и даже женились на местных девушках, закладывая основы многоконфессионального общества.
После кратковременного вхождения Горного Алтая в состав Джунгарского ханства в XVII-XVIII веках на территории края распространился буддизм. Вероучение адаптировалось в алтайской среде, сливаясь с шаманизмом.
Особенно усилился интерес к буддизму у алтайцев в момент принятия бурханизма. Рождение нового религиозного феномена, называемого местным населением «Ак дьян» («Белая вера»), связано с конкретными событиями мая-июня 1904 года. Тогда массовые моления в ожидании прихода Ойрот-хана и наступления лучших времен были разогнаны царской администрацией. Зачинщиков арестовали, но впоследствии оправдали и отпустили. Так что закончилось все мирно, как и было принято в этом благословенном крае.
К сожалению, советская власть не пощадила ни старообрядца Вахромея Семеновича Атаманова, проводника и друга семьи Рерихов, ни представителей «религиозных культов» — буддизма и бурханизма.
Вся эта историческая подоплека рассматривалась в рамках секции «Алтай — перекресток эпох, судеб, культур» Международной научно-практической конференции «Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» (см. «Поиск», №32-33, 16.08.2024). Директор Горно-Алтайского центра религиоведческих и этноконфессиональных исследований Римма Кушнерик рассказала об основных периодах становления буддизма, журналист-международник Виталий Косьмин — о зарождении и развитии «Белой веры».
Философы попытались осмыслить изменение обычаев местного населения под влиянием советских ценностей. В этом плане особенно интересен был доклад доктора философских наук из Самарского государственного университета Любови Четыровой «Визуализация опыта советской модерности в образах представителей алтайского народа».
Наглядными средствами визуальной антропологии Любовь Борисовна показала, как менялся уклад жизни. На фото конца 1920-х годов, открывающем доклад, — группа бурханистов в национальных одеждах, на завершающем снимке — Николай Ильич Сабашкин с коллективом победителей соцсоревнования в 1960-е годы. Типичный представитель алтайской интеллигенции полностью соответствует облику «нового советского человека»: носит китель и внешне заметно меньше отличается от русских коллег, чем от алтайцев 1929 года.
В конце XX века история алтайских верований и традиционного уклада жизни получила новое звучание, иногда громкое. Алевтина Наева из Республиканского центра народного творчества поведала о возрожденных алтайских календарных обрядах. Последующие доклады несколько разрушили благостную картину возвращения к национальным традициям.
По мнению Виталия Косьмина, Горный Алтай перестал быть одним из самых тихих мест на карте России — с размеренным укладом жизни местных жителей. Уже на протяжении ряда лет в Республике Алтай бушуют нешуточные страсти в сфере духовно-религиозной жизни. Идет жаркая полемика между представителями «Белой веры» и буддизма, сопровождаемая судебными процессами и даже актами вандализма в отношении буддийских памятников.
Доктор философских наук Алексей Малинов из Санкт-Петербургского государственного университета считает тенденцию еще более тревожной. По его мнению, надо говорить не об отдельных «эксцессах», а о целостной «этнософии» — современной модели мифологического сознания, своего рода «неоязычестве», набирающем вес в политике, культуре, образовании, масс-медиа и других сферах Республики Алтай.
Основными признаками этнософии Алексей Малинов считает «удревнение» собственной истории, отсутствие доказательной базы (или ее подмену вымыслами), а главное — преувеличение глобальной значимости своей территории. Докладчик цитировал достаточно официальные публикации, в которых Алтай именовался, причем серьезно, «пупом Земли, через который проходят вибрации космоса» или «ментальным центром Азии, евразийской Элладой».
«Этнософская активность возрастает перед каждой переписью населения», — подметил философ и объяснил это тем, что определенным политическим кругам крайне желательно, чтобы как можно больше опрошенных указывали себя представителями коренной национальности. По переписи 2020 года так себя обозначили лишь 37% жителей Горного Алтая. Это меньше, чем в Бурятии, Тыве или Якутии.
По мнению доктора философских наук Елены Ерохиной из Института философии и права СО РАН, коллективная травма — это неизбежная цена, которую всякое общество платит за модернизацию. Для Елены Ерохиной статистика стала материалом, объясняющим «разрыв социальной ткани» как предпосылку популярности этноцентристских идей.
В Республике Алтай около 71% сельского населения, это самый аграрный субъект Российской Федерации. Ежемесячный среднедушевой доход, по данным 2021 года, составляет 23,7 тысячи рублей, тогда как по Сибирскому федеральному округу в среднем — 30,7, а в целом по России — 40,2 тысячи. Правда, в Республике Алтай достаточно высока доля граждан с высшим образованием — 18% против 19% по СФО.
«В условиях аграрного уклада и низких доходов это вызывает определенное социальное напряжение, — считает Елена Ерохина, — которое снимается выталкиванием образованных людей за пределы республики». К сожалению, многие из оставшихся пропагандируют миф о «евразийской Элладе».
Докладчик подчеркнула феминизацию процессов: культовые объекты приобретают «женское лицо». Наиболее ярким примером стала история с женской мумией из пазырыкского кургана на плато Укок. Этнические активисты провозгласили «алтайскую принцессу» сакральной персоной, прародительницей алтайского народа, и в результате мощного медийного прессинга мумия была перемещена из музея новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН в специально построенное подземное помещение в музее Горно-Алтайска.
«Эта новейшая сакральная история была написана с чистого листа, без малейшей опоры на какие-либо факты и источники», — констатировала докладчик. Как считает философ, эпопея с мумией стоит в одном ряду с выбором места хранения рублевской «Троицы», вокруг которого недавно кипели нешуточные страсти.
Все участники секции подчеркивали, что Алтай веками был местом взаимодействия индоевропейских, тюркских, угро-самодийских, тунгусо-маньчжурских народов, в его сокровищницу на равных входят элементы разно­образных культур и только грамотный научный подход к анализу всей вышеупомянутой палитры позволит сохранить это общее достояние народов Центральной Азии, как и предлагал Николай Константинович Рерих.

Ольга КОЛЕСОВА
Фото: tourism04.ru

Нет комментариев