Следы

Следы древних катастроф. Уникальный метеорит раскрывает тайны молодой Солнечной системы.

Исследование уникального метеорита Sierra Gorda 013, проведенное российскими учеными в сотрудничестве с Московским государственным университетом, раскрывает следы древних космических катастроф. Этот метеорит, относящийся к типу CB хондритов, сформировался в результате столкновения примитивного и дифференцированного протопланетных тел более 4 миллиардов лет назад и содержит уникальные включения, свидетельствующие о сложных процессах, происходивших в ранней Солнечной системе.

Метеорит состоит из оливиновых и железных шариков, известных как хондры, в которых обнаружены микроскопические включения, богатые редкими элементами, такими как ниобий, тантал, а также натрий и калий. Эти включения, запечатанные внутри металлических хондр, демонстрируют удивительное сочетание элементов с различными температурами конденсации, что указывает на чрезвычайную турбулентность и неоднородность облака газа и пыли, образовавшегося при столкновении.

В ранней Солнечной системе столкновения протопланетных тел приводили к образованию раскалённых облаков газа и пыли, из которых позже формировались новые небесные тела. Фрагменты таких тел иногда попадают на Землю в виде метеоритов. Включения в Sierra Gorda 013 показывают, что внешние холодные области облака затягивались внутрь горячей зоны, где происходило формирование металлических хондр. При этом летучие элементы, обычно испаряющиеся при высоких температурах, сохранялись благодаря запечатыванию в расплавленных железных каплях.

Внутреннее строение метеорита Sierra Gorda

«Исследование показало сложность процессов, происходивших в молодой Солнечной системе.»

• Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН

Открытия, сделанные на основе изучения этого метеорита, позволяют глубже понять причины химического и изотопного разнообразия внеземного вещества, а также дают уникальную возможность заглянуть в историю формирования Солнечной системы. Исследование поддержано Министерством науки и высшего образования России и опубликовано в журнале Meteoritics & Planetary Science.

Атмосферные аномалии на Марсе. Что показали исследования с российского зонда
Технологии в медицине. Российский ИИ поможет в раннем выявлении онкологии.